Промывка системы отопления: причины появления загрязнений и 5 лучших средств

Промывка с разборкой элементов отопления

Довольно трудоемкий процесс, который не описывают ни одни правила эксплуатации, но на практике он довольно часто применяется. Целесообразно прибегать к данному способу, когда нет необходимости промывки всей системы.

Кроме всего прочего, подобный способ обеспечивает очистку внутренних поверхностей батареи, значительно более высокую, чем остальные, при этом, не повреждая материал (если использовать реагент для химической промывки сильно часто, то можно истончить стенки, особенно если батареи не чугунные, а стальные). Также можно считать целесообразным применение промывки с разборкой, если санитарные правила запрещают применять реагент без особых мер безопасности и удаления людей при ремонтных работах, а в силу сложившей ситуации это сделать невозможно.

Способы очистки отопительных систем

Чтобы очистить теплообменники от накипи, необходимо использовать специальные составы, вымывающие ржавчину и соли, накопившиеся в баке.

Два основных способа очистки газовой колонки от накипи:

  1. Без съема теплообменника.
  2. С демонтажем теплообменника и колонки.

После того, как выполнен полный или частичный демонтаж конструкции, наносится очищающее средство по инструкции

В процессе очистки важно следить за тем, чтобы средство не попало на кожу рук или лица. Чистящее средство образует сильную химическую реакцию, в результате которой образуются пузыри, вытесняющие грязь и жидкость из обрабатываемого участка котла

Лучшие концентраты

По мнению большинства покупателей, лучшими концентратами для очистки отопительного контура являются средства; SYNTILOR WATESUP, TELAKKA HEAT и TermoTactic Clean Master. Это высоконцентрированные средства, требующие разведения в воде. Главный плюс всех перечисленных концентратов – способность к удалению ржавчины и сильного налета.

Лучшие порошки

Один из лучших порошковых очистителей — Steeltex Extra Caldaie. Данное средство позволяет быстро и максимально эффективно очистить отопительный контур, удалить все вредные элементы, которые попадают в воду при длительном использовании неочищенного котла. Средство не токсично и не наносит время человеку, который проводит обработку.

Лучшие готовые составы

Лучший спрей для удаления накипи и ржавчины – Steeltex Thermo Spray. Средство полностью готово к использованию и не требует предварительного разведения.

Чем и как промыть радиаторы и систему отопления

Сам процесс очистки системы отопления дома не сложен, справиться с ним под силу любому хозяину.

Существует несколько способов чистки сети отопления в частном доме своими руками:

  • промывка механическая;
  • химическая чистка;
  • гидропневматическая промывка;
  • способ пневмогидроудара;
  • промывка биологическая.

Механическая промывка

Этот способ промывки отопительных систем требует полной разборки всех коммуникаций — перед тем как почистить элементы, снимать придется каждую деталь системы. Сложность метода заключается в очистке внутренних поверхностей труб и батарей от накипи и ржавчины вручную с помощью металлических щеток. В наше время практически не применяется, так как требует значительных затрат времени и сил.

Метод химической промывки

Для чистки системы требуется подключение насоса с заполненной химическими веществами емкостью. Моющее средство растворяет и отслаивает прилипшие к стенкам труб загрязнители.

Для химической очистки используется два вида жидкостей — на кислотной или щелочной основе, применяющихся в зависимости от материала, из которого изготовлены трубы и батареи, а также вида отложений. Химией рекомендуется промыть систему отопления также и в тех случаях, когда снять элементы системы слишком затруднительно.

Жидкость для промывки на основе щелочей или кислот нельзя использовать при работе с алюминиевыми батареями в связи с тем, что металл вступает в реакцию с химическими соединениями. Также запрещено проведение очистки разгерметезированных систем, так как химическое средство для промывки отличается токсичностью и способно нанести вред здоровью. По этой же причине использованные жидкости нельзя сливать в канализацию, а работу следует выполнять в резиновых перчатках и респираторе.

После химической очистки будут полностью удалены все загрязнители, продляется срок службы системы.

Гидропневматическая промывка

Такой способ заключается в обработке внутренних поверхностей батарей и труб потоком подающейся под высоким давлением смеси воздуха и воды. Промывка отопительной системы таким способом отличается высокой эффективностью, но для его применения необходимо специальное оборудование.

Гидропневмоочистка отлично зарекомендовала себя при работе с чугунными радиаторами старого типа, еще советского производства. Прочистка водой и воздухом не предъявляет каких-либо жестких требований к элементам отопительной системы, как химический способ, то есть одинаково подходит для всех видов материалов и труб. Несмотря на высокую стоимость в сравнении с химическим методом, он полностью безопасен и более эффективен.

Батареи перед прочисткой рекомендуется обработать с применением специального, смягчающего корку загрязнителей состава.

Способ пневмогидроудара

Такой метод является наиболее быстрым (занимает не более часа), удобен, так как не приходится демонтировать элементы системы, но требует применения специальной техники.

На окончания отопительных коммуникаций присоединяется специальное оборудование — пневмопистолет, при помощи которого в трубопровод подается пневмогидравлический импульс, отслаивающий налипшие на стенках труб и батарей загрязнители.

Несмотря на серьезное и пугающее своей сложностью название, промывка труб таким способом абсолютно безопасна, так как к стенкам прикладывается сила, составляющая не более 2% от мощности импульса, а основной удар приходится на загрязнения.

Биологическая промывка

По своей сути такой способ очень схож с химическим, только вместо опасных реагентов применяются высокотехнологичные растворители и расклинивающие биопрепараты. Под их воздействием разрушаются кристаллические связи загрязнителей, счищаются коррозийные и органические отложения.

Промывочный биоматериал выпускается на водной основе, а их применение позволяет полностью очистить сеть отопления в многоквартирном доме и в индивидуальном жилище.

Профилактика.

металлические конструкции

Что касается профилактики заиливания, то здесь меньше всего проблем у владельцев биметаллических и алюминиевых радиаторов. В отличие от чугунных и панельных стальных, они отличаются небольшим внутренним пространством для теплоносителя, вода циркулирует в них с большей скоростью, поэтому осадок попросту не успевает образоваться.

Увеличивает вероятность засорения отопления и открытая конструкция системы – в ней теплоноситель приходится часто доливать, а с новыми порциями жидкости в трубы попадают соли и сор.

Теперь расскажем, как промыть систему отопления в частном доме. Существуют два разных способа, сравнимые по своей эффективности:

  • гидрохимическая промывка;
  • гидропневматическая промывка.

А есть ли в системе накипь?

Конечно же, по внешнему виду отопительной системы, даже относительно новой, нельзя сказать о том, есть ли на внутренней поверхности налет, и требуется ли очистка системы отопления частного дома. Однако узнать это довольно просто. Необходимо просто понаблюдать за работой системы и выполнить несколько простых действий. Основными признаками возникновения налета на внутренней поверхности и необходимости проведения такого процесса, как прочистка системы отопления, являются:

  • более продолжительный разогрев системы;
  • во время работы из котла доносится посторонний шум, которого ранее не было;
  • радиатор частично холодный (сверху – горячий, внизу — нет);
  • радиатор полностью холодный, при этом подведенная к нему труба – горячая;
  • в случае если котел – электрический, наблюдается значительное увеличение расхода электроэнергии.

Загрязненная батарея очень плохо греет

Помимо этого, нередко в системе отопления возникает налет после того, как к ней был подключен дополнительный элемент (при условии, что система функционировала раньше).

Этапы замены охлаждающей жидкости ВАЗ 2106

На большинстве классических автомобилях Лада предусмотрен слив с радиатора, а также двигателя. Но перед заливом нового антифриза рекомендуется производить промывку системы охлаждения, чтобы исключить попадание примесей в новую жидкость.

За время производства ВАЗ 2106 было выпущено большое количество модификаций, которые комплектовались различными двигателями. Но на данный момент самыми популярными являются бензиновые версии в вариантах карбюратор с объемом 1.6 литра.

Перед началом замены жидкости охлаждения, чтобы не получить ожоги, нужно дождаться полного остывания двигателя. Также следует избегать попадания антифриза или тосола на кожу, в глаза и органы пищеварения, так как химический состав жидкостей является ядовитым.

Слив охлаждающей жидкости

До начала процедуры слива следует подготовить инструменты, тару под отработанный антифриз, а также новые жидкости для последующего залива. Если установлена защита под двигателем, ее тоже можно снять, для удобства.

Далее выполняем процедуру слива жидкости с ВАЗ 2106:

  1. Поворачиваем регулятор температуры в салоне в максимальное положение вправо (Рис.1).

Рис.1 Управление температурой Находим снизу в левом углу радиатора пробку и откручиваем ее, предварительно подставив под радиатор емкость для слива. (Рис.2). На старых версиях, этой пробки нет, там установлен датчик включения вентилятора. Для слива тосола его необходимо открутить, сделать это можно ключом на 30мм.

Рис.2 Сливная пробка радиатора После этого откручиваем пробку на заливной горловине радиатора, а также расширительном бачке, для более быстрого слива жидкости (Рис.3).

Рис.3 Крышки на заливных горловинах Отстегиваем крепление расширительного бачка и поднимаем его вверх (Рис.4). При этом жидкость сольется через сливное отверстие радиатора. А сам бачок можно полностью снять и промыть.

Рис.4 Крепление бачка Для слива охлаждающей жидкости с двигателя, нужно открутить сливной болт, воспользовавшись для этого ключом на 13мм. Сам болт находится с левой стороны, под него можно подставить лейку, для меньшего разбрызгивания жидкости (Рис.5).

Рис.5 Сливной болт на блоке двигателя

Промывка системы охлаждения

При наличии в слитой жидкости отложений или переходе с тосола на антифриз, следует произвести промывку системы. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  1. через расширительный бачок ВАЗ 2106 пролейте систему обычной водой. Пробки должны быть открыты;
  2. закрутите сливную пробку и болт;
  3. заполните систему средством для промывки (можно использовать Liqui Moly Kuhlerreiniger или промывка системы охлаждения Lavr) с дистиллированной водой (6-7 литров);
  4. запустите двигатель. Прогрейте до 90 градусов;
  5. оставьте поработать на холостых на 5-10 минут, в зависимости от загрязнения системы;
  6. заглушите. Дайте остыть двигателю примерно до 60 градусов;
  7. слейте промывку теми же действиями, что и старую жидкость;
  8. закрутите обе пробки;
  9. залейте дистиллированную воду для ополаскивания системы охлаждения;
  10. заведите автомобиль и прогрейте до 90 градусов;
  11. заглушите и дайте остыть до 60 градусов, слейте;
  12. при необходимости повторите пункты 8, 9, 10 и 11.

Заливка без воздушных пробок

Для заливки новой жидкости в систему охлаждения можно воспользоваться инструкцией, которая описана в книге по ремонту и эксплуатации автомобилей. Но делая по ней, у автомобилистов очень часто образовываются воздушные пробки.

Итак, приступаем к правильной заливке:

  1. Для начала нужно снять резиновый шланг со штуцера над впускным коллектором (Рис.6).

Рис.6 Резиновый шланг

Сливная пробка на радиаторе должна быть закрыта, а на блоке двигателя открыта. Начинаем заливать тосол в радиатор. Как только он потечет из отверстия на блоке, закручиваем болт на место. Продолжаем заливать тосол, до тех пор, пока он не польется из места, обозначенного на рисунке 6. После этого ставим шланг на место. Теперь заполняем радиатор до верха горловины и закручиваем крышку. Наполняем расширительный бачок на несколько сантиметров выше отметки MIN. Заводим машину, прогреваем до рабочей температуры, даем поработать 5 минут, после чего глушим.

Таким образом, залив охлаждающей жидкости без образования воздушных пробок закончен. Осталось протереть пролитый тосол и дождаться остывания двигателя. На уже остывшей машине проверяем еще раз уровень в расширительном бачке и при необходимости доливаем.

Выбор жидкости для промывки системы

Перед покупкой средства будет не лишним проконсультироваться со специалистом

Способ борьбы с отложениями зависит от их типа.При выборе нужно обратить внимание на следующие факторы:

  1. Основа средства . Жидкость для промывки отопления может быть щелочной или кислотной. Кислотные действуют быстрее, для получения эффекта от щелочных составов придется подождать некоторое время, но они более безопасны для труб (прочитайте: «Выбираем жидкость для отопительных систем дома»). Средства для промывки разрешается использовать не для всех металлов и покрытий.
  2. Наличие антикоррозийного эффекта . Если его нет, то рекомендуется дополнительно купить средство, предотвращающее возникновение коррозии в системе (

Промывка пластинчатых теплообменников

Способ очистки может быть химическим или механическим. В зависимости от степени загрязнения агрегата, выбирается соответствующий способ.

Химическая промывка и этапы ее проведения

Способ применяется только при незначительной степени загрязнения ПТО. В остальных случаях используют механический способ.

Порядок проведения работ:

  1. При помощи насосного оборудования внутрь системы вводится химический состав, который разрушает налет.
  2. Оборудование работает 30–40 минут (по инструкции), в этот период химическая масса циркулирует по системе, расщепляя отложения.
  3. ПТО промывается прохладной чистой водой. Вода вводится в систему также при помощи насоса и некоторое время циркулирует внутри для устранения химических остатков.

Химическая чистка ПТО

Все действия повторяются до тех пор, пока вода на сливе не будет чистой. Затем необходимо проверить исправность оборудования — измерить давление в системе, осмотреть ПТО на предмет целостности.

Механическая промывка и этапы ее проведения

Механическая очистка помогает справиться с сильными загрязнениями и солевыми отложениями на пластинах ПТО. Она проводится значительно реже, чем химическая. Этот способ занимает больше времени, так как предварительно необходима полная разборка оборудования. После этого комплект пластин помещают в специальную ванну с жидкостью для промывки. Под воздействием этой жидкости налет на пластинах растворяется.

Затем пластины промывают под сильным напором воды. При помощи гидродинамической чистки все отложения на деталях ПТО удаляются. Таким образом предотвращается развитие аварийных ситуаций.

Механическая чистка имеет два главных преимущества:

  • Возможно визуально оценить чистоту пластин после проведения всех этапов промывки
  • В процессе механической чистки удаляются даже самые сильные загрязнения

Из недостатков этого способа отмечается длительность проведения работ, так как на разборку и сборку оборудования может потребоваться значительное время.

Также в процессе потребуется применить специальное оборудование для промывки пластин.

Разборка теплообменника для механической очистки

Инструкция по проведению безразборной промывки

Этот метод очистки проводится с использованием специального насоса для промывки теплообменников и химических реагентов, которые способны растворять налет и грязевые отложения.

Как можно промыть пластинчатый теплообменник безразборным методом:

  1. Подготовить жидкость для промывки и насос для циркуляции раствора внутри ПТО.
  2. При помощи насоса промывочный раствор вводится внутрь и за счёт сильного давления начинает циркулировать по системе. Таким образом с пластин расщепляются отложения солей и грязевой налет.
  3. После химической обработки в обязательном порядке устраняются остатки реагента при помощи чистой воды. Удаление остатков химических компонентов можно провести при помощи нейтрализатора.

Проточной водой оборудование промывается на протяжении 5–7 минут. Цикл всех действий повторяется до тех пор, пока выходящая из теплообменника вода не будет чистой. После этого устройство проверяется на герметичность, проводится опрессовка и только потом допускается к полноценной работе.

Безразборная промывка

ТОП порошкообразных веществ

BWT Cilit Neutra P

Порошковое вещество, которое используется для нейтрализации кислотного раствора после промывки отопления химической жидкостью. Перед использованием необходимо развести продукт в воде, при проведении этого процесса, необходимо следовать инструкции.

Средняя цена – 3 700 рублей.

BWT Cilit Neutra P

Достоинства:

  • Экономичность, так как небольшой объем порошка способен нейтрализовать десяток литров кислоты;
  • Продается в прочной упаковке, что позволяет легко хранить и транспортировать продукт;
  • Эффективная нейтрализация кислоты.

Недостатки:

Не выявлено.

SteelTEX ZINC

Концентрированный порошок, который сможет эффективно очистить отопительные элементы от следов различных загрязнений. Используется как для дома, так и в профессиональных целях. Совместим со всеми главными материалами, которые используются при производстве радиаторов.

Средняя цена – 5 300 рублей.

SteelTEX ZINC

Достоинства:

  • В составе сильные кислоты;
  • Прочная и удобная упаковка;
  • Не вызывает коррозию;
  • Простое применение.

Недостатки:

Высокая стоимость.

Как часто мыть систему отопления

Большинство людей, которые трепетно ухаживают за собственной системой отопления, спрашивают себя про то, как часто проводить чистку труб.

Есть несколько видов работ по очистке:

  1. Первая промывание выполняется сразу как только сделан монтаж отопительные системы. Это связано с тем, что при оборудовании обогревания вовнутрь труб мог попасть очень разного рода мусор или маслянистые загрязнения. Благодаря этому процедуру промывки необходимо исполнять до той поры, когда вода на сливе станет полностью чистой.
  2. Постоянная промывание в системах, оснащенных трубами сделанными из металла, рекомендовано должна происходить 2 раза за год – до начала отопительного периода и после его завершения. Для пластиковых трубо-проводов рекомендуется делать чистку 1 раз в год – в начале отопительного периода.

Зная сейчас причины загрязнения систем обогрева, а еще регулярность проведения чистки, инстинктивно возникает вопрос: а можно ли промывку выполнить самому?

И на это дадим положительный ответ: чистку системы отопления вполне можно создать собственными руками. Для этого необходимо лишь подобрать идеальный вариант промывки, о которых речь пойдёт дальше.

Маленькие детали чистки котла на газе от сажи Вы можете узнать из данной статьи.

Выбор общедомовых и индивидуальных счетчиков

Наиболее выгодным вариантом учета поступления тепла будет установка общедомового счетчика. В этом случае жильцы дома принимают решение о его покупке и монтаже. Прибор будет присоединен к общей трубе, которая обеспечивает отоплением все здание. Хотя стоимость счетчика на отопление для общедомового использования довольно высокая, цена вопроса для жителей квартир в итоге будет не столь значительна. Полученные показания делятся на количество жильцов, а саму оплату будет производить специально выбранный на собрании человек.

Если же согласия среди квартиросъемщиков нет, то имеет смысл установить тепловой счетчик на отопление в квартиру. Он поможет сэкономить средства при оплате услуг ЖКХ. Цена такого прибора ниже, чем у счетчика для общедомовых нужд. Покупка, монтаж и обслуживание ложится полностью на плечи владельца жилья. Зато преимущества учета тепла будут видны сразу. Покупка окупится и принесет в будущем прибыль. Дата: 25 сентября 2021

Оборудование для промывки своими руками

Правильно спроектированная система отопления должна иметь в самой нижней части трубопровода резьбовой патрубок с шаровым краном для слива теплоносителя. Обычно через него и заливают отопительную жидкость, прикручивая к штуцеру гибкую подводку.

Для подачи используют любые пластиковые емкости, шланги и водяной электронасос. Обычно в качестве насосного оборудования применяют недорогие вибрационные помпы. При их отсутствии можно использовать насосные станции или поверхностные циркуляционные электронасосы, их скважинные аналоги погружного типа.

Многие специалисты для заливки в контур отопительной жидкости применяют специальные опрессовщики. Возможен ряд иных вариантов подачи жидкости в трубопровод с использованием ручных насосов.

Иногда возникают ситуации, когда полностью забивается проходной канал отопительного контура. В этом случае вызывают специалистов, которые проводят прочистку с помощью специального оборудования — компрессоров, пневмопистолетов, установок высокого давления.

Рис. 3 Насосные установки с емкостями для профессиональной гидрохимической промывки

Гидропневматическая

Один из самых эффективных и безопасных способов. Позволяет справиться с образовавшимися отложениями без использования реагентов. Способ актуален для систем отопления, бывших в эксплуатации 40–50 лет.

Для обработки используется специальное оборудованиеФОТО: обслуживание-отопления.рф

Принцип действия

Суть метода заключается в подаче внутрь отопительного контура воздуха под высоким давлением. Для создания необходимого давления используется компрессор. В результате, образуются турбулентные потоки, обладающие большой кинетической энергией. Благодаря этому, от внутренней поверхности отрываются скопившиеся наслоения и смывается вся грязь.

Для достижения наибольшей эффективности подача турбулентных потоков осуществляется не в постоянном режиме, а периодами. Для формирования импульсов используется пневмопистолет. Сам компрессор подключается через обратный клапан, чтобы избежать случайного попадания воды в отопительный контур. Подача воздуха осуществляется через вход радиатора либо через место, в котором установлена заглушка.

Высокое давление создаёт компрессорФОТО: 1.bp.blogspot.com

Порядок проведения работ

Работы по промывке системы отопления гидропневматическим методом выполняют в следующей последовательности:

ИллюстрацияОписание действия
Из отопительного контура сливаем теплоноситель. С последнего радиатора откручиваем заглушку. С самого края удаляем скопившуюся грязь. Через переходник подключаем шланг для сброса мусора
Подключаем шланг для подачи воздуха таким образом, чтобы воздух подавался в систему в направлении, обратном движению теплоносителя
Сбрасываем грязь в унитаз. Для проведения повторной процедуры шланги для создания давления и отвода грязи меняем местами. После окончания работ заглушку устанавливаем на место

Гидропневматическая промывка может выполняться с демонтажом радиаторов. В этом случае батареи демонтируются и выносятся наружу. После очистки радиаторы возвращаются на прежнее место.

Как промыть радиатор охлаждения двигателя внутри?

Если на улице зима, то промывают радиатор в тёплом боксе. Для начала сливают старый антифриз. Перед этим мотор глушат и оставляют системе время на остывание. После этого открывают и фиксируют капот. На Мерседесах и других схожих моделях капот открывается в двух положениях — надо выставить на самый крайний фиксатор.

Дальше под радиатором ставится ёмкость для слива антифриза. Выворачиваются пробки, тосол сливается сначала из системы ДВС, затем — из теплообменника. Специалисты осматривают жидкость и выносят соответствующие выводы о состоянии блока охлаждения. Другими словами, выясняется конкретно процедура промывки — с мягкими и твёрдыми отложениями, эмульсией и т. д.

Сам процесс промывки:

  • дистиллят заправляют в радиатор;
  • автомобиль заводится — его оставляют поработать около получаса;
  • двигатель глушится;
  • вода сливается из системы охлаждения;
  • сливные отверстия закрываются;
  • заливается специальное средство;
  • мотор опять включается в работу на 15 минут.

После этого движок глушат, но химию не сливают — её оставляют внутри теплообменника и магистралей на 2–3 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы агрессивная жидкость вымыла отложения из внутренних ниш радиатора. Затем промывка сливается и снова заправляется дистиллированная вода. Ей удастся промыть контур проточным способом — не закрывая слива.

Промывка радиатора внутри

Промывка в СТО имеет ещё одно преимущество. Здесь есть возможность продуть основные шланги, печку и другие части системы компрессором. Этим удастся выгнать все воздушные пробки, если они образовались по ходу эксплуатации машины.

Для чего производится промывка системы

Отложения в трубе

Хотя сетевая вода подвергается подготовке (умягчению), в ней все равно остаются соли кальция и другие примеси. С течением времени они отлагаются на внутренних поверхностях узлов системы отопления.

Также происходит и образование слоев других загрязняющих веществ, которые каким либо образом содержались в теплоносителе или были туда занесены различными путями. Причем, за год может образоваться довольно приличный слой, до нескольких миллиметров.

Кроме того, загрязненные трубопроводы имеют повышенное гидравлическое сопротивление и нарушают циркуляцию теплоносителя, в особо запущенных случаях отдельные узлы насос вообще не может прокачать. Для удаления отложений используется промывка системы отопления с помощью нескольких методов – обычный гидравлический, гидропневматический и химический.

Симптомы и проявления забитой системы отопления

Рекомендации специалистов

Чаще всего загрязняются те участки магистрали, которые расположены рядом с отопительным агрегатом. Именно эти зоны подвержены термическому влиянию больше всего, поэтому их необходимо прочищать ежегодно.

Если система теплоснабжения не чистилась на протяжении 10 лет и более, тогда проводится ее капитальный демонтаж и производится тщательная промывка. После завершения работы необходимо проверить все зажимные и резьбовые фитинги, которые смонтированы на магистрали, поскольку они тоже часто засоряются.

Если загрязнения незначительные, можно устранить их вручную. Если же фитинги находятся в плохом состоянии, а промывка не помогает убрать отложения, тогда целесообразней заменить их новыми.

Как самостоятельно промыть систему охлаждения на ВАЗ 2110-2111-2112

Со временем, в системе охлаждения двигателя создаются различные отложения, что является следствием использования некачественных OЖ (охлаждающих жидкостей). Это приводит к загрязнению каналов, а в целом к нарушению циркуляции жидкости во всей системе охлаждения. В итоге, двигатель начинает греться, печка не греет и т.д. Данный фотоотчет посвящен самостоятельной промывке системы охлаждения на автомобилях ВАЗ 2110-2111-2112 Для очистки системы охлаждения необходимо слить жидкость, и залить дистиллированную воду со специальной присадкой, к примеру Hi-Gear.

Затем даем двигателю поработать некоторое время, и сливаем воду вместе с грязью и отложениями.

Чтобы полностью промыть систему охлаждения двигателя, нужно:

  1. Промыть радиатор. Для этого слейте жидкость из системы охлаждения, затем отсоедините шланги от основания и верхнего бачка радиатора. Вставьте садовый шланг в верхний патрубок радиатора, и пропускайте воду через радиатор, пока вода не будет выходить чистой из патрубка в основании радиатора .
  2. Промыть двигатель. Вставьте садовый шланг в выходной канал термостата и пропускайте воду через двигатель, пока вода не будет выходить чистой из нижнего шланга.
  3. Промыть радиатор отопителя. Откройте кран отопителя и отсоединив от отопителя шланги. К одному из штуцеров подсоедините шланг и промывайте струёй чистой воды до тех пор, пока вода не будет вытекать из другого штуцера чистой.

А теперь о том, как правильно слить и залить охлаждающую жидкость в двигатель ВАЗ 2110-2111-2112

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Заменяйте охлаждающую жидкость только на холодном двигателе. Охлаждающая жидкость токсична, поэтому будьте осторожны при работе с ней. При пуске двигателя пробка расширительного бачка должна быть закрыта.

Устанавливаем автомобиль на горизонтальную поверхность, желательно , чтобы передок был немного выше задней части. Отсоединяем массу от аккумулятора (На двигателях ВАЗ-2110, -2112 пробка на блоке цилиндров легкодоступна, а для доступа к ней на двигателе ВАЗ-2111 потребуется снять модуль зажигания.)

А теперь приступаем к сливу охлаждающей жидкости

Открываем пробку расширительного бачка

Установив емкость под двигатель, откручиваем пробку сливного отверстия на блоке цилиндров

После того как жидкость перестанет вытекать откручиваем сливную пробку на радиаторе с низу, также предварительно подставив емкость для слива охлаждающей жидкости.

После полного слива ОЖ закручиваем все пробки обратно.

Чтобы по мере заполнения системы охлаждающей жидкостью не образовывалось воздушных пробок (ОЖ заполнит систему не полностью) следует:

  1. Если у Вас инжекторный двигатель, тогда ослабьте затяжку хомута, и отсоедините шланг подачи охлаждающей жидкости от штуцера подогрева дроссельного патрубка.
  2. Если карбюраторный двигатель, тогда отсоединяем шланг от штуцера подогрева карбюратора.

Начинаем заполнять систему охлаждения двигателя через расширительный бачок, пока ее уровень не установится у верхней кромки ремня крепления расширительного бачка. Заверните пробку расширительного бачка.

Подсоедините шланг обратно к штуцеру подогрева дроссельного патрубка или карбюратора (в зависимости от модели двигателя). Установите на место модуль зажигания и минусовой провод аккумулятора.

Запустите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры (до включения вентилятора). После этого заглушите двигатель, проверьте уровень охлаждающей жидкости, и при необходимости долейте его до того же уровня.

При работе двигателя следите за температурой охлаждающей жидкости по указателю. Если стрелка переместилась до красной зоны, а вентилятор не включился, включите отопитель и проверьте, какой воздух идет через него:

  • −если теплый/горячий воздух, вероятнее всего, неисправен вентилятор.
  • −если холодный, значит всему причина воздушная пробка в системе охлаждения двигателя.

Избавляемся от воздушной пробки в системе охлаждения ВАЗ 2110-2111-2112

Удалить воздушную пробку можно заехав передними колесами на возвышенность, и пару минут дать поработать двигателю на средних оборотах. Если это не помогло, тогда воспользуйтесь следующей инструкцией:

  1. Отсоединить патрубок с ДУ (дроссельного узла) уходящий на обратку.
  2. Залить ОЖ в бачок.
  3. Со штуцера ПДУ (патрубка дроссельного узла) должна побежать ОЖ. Если побежала, то сразу переходим к пункту 6.
  4. Заводим и шланг закрываем пальцем.
  5. Ждем когда из ПДУ побежит ОЖ.
  6. Заткнуть штуцер, когда пошла ОЖ и держать, пока не пойдёт ОЖ со шланга.
  7. Как побежит, одеваем патрубок обратно (закольцовываем).
  8. Прогреваем ДВС до рабочих температур и проверяем печку на ХХ.
  9. Если воздух дует горячий, значит все, если теплый, значит возвращаемся к 1.
  10. Доливаем ОЖ до нормального уровня.

Инструкция по промывке отопительной системы

Схема пневмоимпульсной очистки

Существует 2 основных метода промывки отопительной системы, а именно:

  • с применением специального гидропневматического оборудования;
  • с использованием химических реагентов.

Промывание по гидропневматическому методу

Гидропневматическая промывка систем отопления — инструкция

Гидропневматическая промывка систем отопления — инструкция

Этот способ активно используется отечественными ЖЭКами и является достаточно эффективным. Нужно лишь делать все в соответствии с технологией.

Принцип предельно простой: сначала из системы сбрасывается вода, затем она подается обратно. Для «подгона» водяного потока применяется специальный пневматический насос. В результате под воздействием довольно мощного напора происходит отслаивание накипи и прочих отложений, а при сливе воды они выводятся из системы.

Для самостоятельного проведения такой процедуры вам понадобится пневматический насос, способный нагнетать давление более 6 кг/см 2 .

Последовательность действий выглядит следующим образом.

Перед началом работы нужно перекрыть все краны

Торцевые футорки откручиваются с помощью ключа

Первый шаг. Перекрываем задвижку «обратки».

Схема линий отопительной системы

Второй шаг. Подключаем пневматический насос к вентилю, установленному после задвижки.

Третий шаг. Сбрасываем «обратку».

Четвертый шаг. Даем пневматическому насосу нагнести давление выше 6 кг/см 2. а затем открываем вентиль, к которому он подключен.

Пятый шаг. Поочередно перекрываем все стояки. Делаем это так, чтобы в один момент было перекрыто не более 10 стояков. Соблюдение этого правила сделает процедуру промывки максимально эффективной.

Шестой шаг. Переводим систему на сбрасывание в обратном направлении. Для этого делаем следующее:

  • закрываем сброс и перекрываем вентиль, соединенный с насосом, и выключаем прибор;
  • закрываем открытую задвижку, а затем открываем подобную на «обратке»;
  • сбрасываем отопительную систему. Для этого подключаем пневматический насос к вентилю на обратном направлении, после чего открываем вентиль и включаем насос. Жидкость будет двигаться уже в другом направлении.

Определить необходимую длительность промывки можно «на глаз». Из системы начала выходить чистая прозрачная жидкость? Можно заканчивать! Верните задвижки и вентили в изначальное положение и отключите насос.

Для сбора грязной воды подготовьте подходящую емкость. При желании можете подключить к батарее шланг и обеспечить отведение грязного теплоносителя в канализацию.

Химическое промывание

Схема химической промывки труб

К использованию этого метода можно прибегать только в двух случаях, а именно:

  • при необходимости прочистки системы отопления с естественной циркуляцией, построенной с применением стальных труб. Использовать химические реагенты целесообразно в ситуациях, когда ввиду любого рода причин нет желания промывать всю систему. Чаще всего засорения откладываются в теплообменниках. Заиливаться же система может по всему периметру. Во втором случае от химической промывки особого толка не будет;
  • при необходимости восстановления старой системы отопления. За десятки лет эксплуатации трубы могут засориться и зарасти настолько, что мощности пневматического насоса будет недостаточно для эффективной прочистки. Можно, конечно же, было бы взять более мощный насос, однако никто не даст гарантий, что трубы не лопнут под таким напором.

Важно! Если трубы очень старые, со следами коррозии и деформационными повреждениями, от промывки может не быть никакого положительного результата. Химические реагенты попросту растворят ржавчину, в результате чего трубы начнут протекать

Единственным эффективным решением в подобной ситуации станет замена отслуживших магистралей.

Реагент для промывки

Принцип промывки простой: вместо теплоносителя в систему заливается специальный раствор, содержащий кислоту и щелочь. Затем обеспечивается циркуляция смеси на протяжении 2-3 часов (если прочищается не магистраль с естественной циркуляцией, для этого нужно будет подключить пневмонасос), после чего она сливается, и трубы заполняются стандартным теплоносителем.

Реагенты для промывки и защиты систем отопления

Важно! По требованиям СНиП подобного рода реагенты запрещено сливать в канализацию. Лучший вариант – нейтрализация использованной смеси с помощью специального состава

Его вы можете купить там же, где и промывочный раствор.

Ни в коем случае не используйте такие химические смеси для прочистки труб из алюминия. Если изделия и останутся целыми после подобной промывки, служить они будут значительно меньше.

Обязательную промывку системы частного дома рекомендуется производить не реже, чем раз в 7 – 10 лет

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий