Беспилотные решения для геодезии зачем используются

Почему российский рынок дронов отстаёт от американского

В 2014–2016 годах в США индустрия дронов только начинала развиваться, а получить разрешение на коммерческое использование дронов было даже сложнее, чем в России. Фактически разрешали летать только в личных целях. «В России тогда была „серая зона“, которую можно было отлично использовать для развития экономики. Однако в итоге у нас упустили все возможности», — сетует Мария Хохлова.

В 2017 году в США позволили использовать зарегистрированные в реестре дроны для коммерческих целей. Сама регистрация, по оценке TraceAir, занимала всего 30 секунд. В России компании продолжают сталкиваться с «бюрократическими нововведениями Министерства транспорта, которые отдаляют от такой понятной процедуры работы, как в США», указывают в TraceAir.

Согласно постановлению правительства России от 25.05.2019 №658, любой дрон массой от 250 граммов до 30 килограммов нужно ставить на учёт. Беспилотник, который весит более 30 килограммов, должны регистрировать. Заявление для учёта беспилотника можно подать через «Госуслуги», через Портал учёта беспилотных воздушных судов или по почте.

На использование дронов также нужно разрешение, сказано в постановлении Правительства от 11.03.2010 №138. Для этого следует отправить план полёта беспилотника в центр Единой системы организации воздушного движения РФ. Необходимо также получить согласие на полёт у органов местного самоуправления, а в городе федерального значения — у уполномоченного органа исполнительной власти. Кроме того, если с дрона ведётся видеосъёмка, нужно получить сертификат эксплуатанта, говорится в приказе Минтранспорта. Использовать дроны без всех документов запрещено.

В свою очередь, в Соединённых Штатах начиная с 2017 года правила применения дронов стали пересматривать и упрощать. Появились компании, страхующие операторов дронов от ущерба. Возникло приложение, которое в несколько кликов позволяет получить разрешение на полёт в запретных зонах в автоматическом режиме. В России такого пока нет.

«Разное отношение к новым технологиям на континентах привело к тому, что для наших клиентов в США мы оперативно можем найти квалифицированных пилотов-подрядчиков в любом штате, даже самом малонаселённом. А в России нам приходится „днём с огнём“ искать умных людей, переучивать их на пилотов дронов», — говорит сооснователь TraceAir.

Мария Хохлова называет «кошмаром» согласование полётов в России. По её словам, сначала каждый дрон массой больше 250 грамм нужно зарегистрировать в Росавиации — и ждать решения несколько месяцев. А потом практически каждый полёт дрона следует согласовывать одновременно в разных инстанциях — от ОрВД и ФСБ до органов местного самоуправления любого посёлка или города, над которыми пролетает дрон.

«Активная трансформация законодательства могла бы существенно помочь развитию отрасли. Также на внедрение новых технологий не в последнюю очередь влияют личное понимание и решимость менеджмента», — считает Александр Рыжков из Skyeer.

Генеральный директор ассоциации AeroNext Национальной технологической инициативы Глеб Бабинцев рассказал Skillbox Media, что использование дронов в строительной сфере набирает обороты, но на этом пути имеется ряд препятствий. Чтобы подстегнуть развитие отрасли, необходимо совершенствовать нормативную базу.

«Нужно признать беспилотники средствами измерений для строительного контроля. Также следует модернизировать процедуру контрольных просмотров, решить вопросы безопасных полётов. Столь же остро стоит вопрос отраслевой стандартизации», — заявил Глеб Бабинцев.


Фото: Bannafarsai_Stock / Shutterstock

Skillbox Media направил запросы в Минпромторг и Росавиацию, но там сообщили, что не регулируют использование дронов в строительстве. В Росавиации уточнили, что занимаются лишь регистрацией таких аппаратов.

При этом российское законодательство всё же меняется под нужды цифровизации строительной отрасли. Так, в марте 2021 года правительство обязало всех участников индустрии начать применять цифровое проектирование в своей работе уже с января 2022 года. Более того, президент России Владимир Путин назвал технологии аэромониторинга обязательными в нефтегазохимической отрасли.

На пилотажной волне

Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ), ближайшее заседание которой намечено на ноябрь, может выделить частоты 5850–6425 МГц для связи беспилотных воздушных судов с их операторами. Это следует из проекта решения комиссии, с которым ознакомились «Известия». Необходимость выделения неопределенному кругу лиц специальных «беспилотных» частот объясняется интенсивным расширением рынка таких воздушных судов, сказано в пояснительной записке к проекту.

Одна из наиболее востребованных и перспективных областей применения БВС — видеомониторинг различных удаленных объектов. В частности, они используются для контроля за состоянием трубопроводов для газо- и нефтедобывающих компаний, линий электропередач, отмечено в документе.

Дрон с неба

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Обозначенные частоты нужны как для управления беспилотниками, так и для получения с них данных, фото и видео, пояснил руководитель компании «Спектрум Менеджмент» Вадим Поскакухин. Сейчас эти частоты используются базовыми станциями систем беспроводного интернет-доступа, но свободные каналы в этом диапазоне есть во многих районах России — их можно использовать для управления беспилотниками, сказал эксперт. До сих пор специальных частот для дронов в России не выделяли, отметил он.

— Переиспользуются частоты от других массовых технологий. В первую очередь, гражданские беспилотники по большей части управляются и передают видеоданные на частотах 2,4 ГГц — на них же работает WiFi. Это создает помехи летательным аппаратам, особенно если в одном месте их собирается много. К тому же, они могут использоваться только в зоне прямой видимости от станции управления в силу ограничений по мощности. Частоты 5850–6425 МГц с использованием специализированных мощных базовых станций позволят управлять дронами на расстоянии до десятков километров, — указал эксперт.

БПЛА для картографии и геодезии

Картография — сфера, в которой беспилотная авиации применяется массово и повсеместно. Со дня своего появления аэрофотосъёмка использовалась для уточнения расположения объектов на картах, для чего воздух в воздух поднимались пилотируемые самолёты, либо неуправляемые аэростаты, подверженные влиянию ветра. Прогресс не стоит на месте — сегодняшние компактные, маневренные и простые в обслуживании дроны не только фотографируют местность, но и решают специфические задачи для геодезистов и работников смежных областей:

  • Нанесение на карту снимков выбранных территорий с высоким разрешением;
  • Планирование участков для строительства и земельных работ;
  • Актуализация данных о расположении дорог, линий коммуникации и других объектов инфраструктуры;
  • Составление уточнённых карт и моделей рельефа местности;
  • Построение 3D-моделей для планирования реставрации и реконструкции зданий и строений.

Преимущества квадрокоптера для картографии

Дроны решают широкий спектр задач картографии и аэрофотосъёмки оперативно, с минимальными временными и финансовыми затратами.

Разнообразие задач: создавайте ортофотопланы, карты рельефа и модели сооружений при помощи одного БПЛА, сопровождайте работы на всех этапах, анализируйте и сопоставляйте полученную информацию, используя специализированное программное обеспечение.

Экономия средств и человеческих ресурсов. То, для чего раньше привлекалась бригада специалистов различного профиля, теперь решается силами единственного высококвалифицированного оператора беспилотника. Один сотрудник приедет на место работ, подготовит технику, сделает снимки, обработает их и покажет заказчику готовый результат.

Картографирование территорий городов и других населённых пунктов. Разрешение на использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном проще в оформлении. Кроме того, в таких городах, как Москва, применение дрона — практически единственный способ вести аэрофотосъёмку, соблюдая все законы.

Простота и оперативность: выполняйте полёты с любой площадки небольших размеров, в том числе в городской черте. Дрон доставляется в выбранный район и подготавливается к использованию за считанные минуты, он не нуждается в топливе, а комплект запасных аккумуляторов поместится в небольшую сумку.

DJI Phantom 4 RTK

Решение на базе небольшого квадрокоптера, удобного в транспортировке, простого в освоении и обладающего мощной аппаратной и программой частью для специфических задач.

Готовый к полёту дрон для геодезии

Созданный на базе коммерчески успешного и популярного дрона для съёмки, Phantom 4 RTK стал первым продуктом в линейке DJI, ориентированным на нужды геодезистов. Размер аппарата позволяет перевозить квадрокоптер и дополнительное оборудование в одном кейсе, не занимающем много места даже в багажнике легкового автомобиля.

Точность позиционирования

Модуль Real Time Kinematic собирает дополнительную информацию о положении летательного мультикоптера в возухе, а система TimeSync сопоставляет полученные координаты с изображением от видеокамеры для уточнения метаданных. Даже в городах с высотной застройкой и промзонах, где прохождение сигнала GPS затруднено препятствиями и помехами, дрон позиционируется с точностью до сантиметра.


20 МП камера

Установленная на Phantom 4 RTK камера имеет 1-дюймовую матрицу и делает снимки разрешением 20 МП, таким образом достигается наземное разрешение снимка 2,74 см при высоте полёта 100 метров. Каждый объектив отобран и откалиброван на заводе производителя с целью исключить искажения. Механический затвор предотвращает смазывание кадра при быстром движении на малой высоте.

Наземная станция

Дополнительная точность геопривязки, необходимая для картографирования, обеспечивается наземной мобильной станцией D-RTK 2. Информация передаётся через Wi-Fi или 4G модем с использованием протокола NTRIP. Станция хранит координаты, полученные со спутников четырёх глобальных систем навигации для последующей синхронизации с модулем кинематики на борту.

Наш опыт применения Phantom 4 RTK для топографической съёмки и построения 3D-моделей

Какие дроны используются в геодезии?

Не каждый беспилотник можно использовать в качестве «помощника» геодезиста. Дрон для геодезической съемки должен иметь следующие характеристики:

  • Наличие аккумулятора, позволяющего летательному аппарату длительное время находиться в воздухе без подзарядки.
  • Камера должна иметь хорошее разрешение, чтобы изображения, получаемые с ее помощью, были предельно четкими и хорошо читаемыми.
  • Беспилотник должен иметь возможность подниматься на необходимую для геодезиста высоту, поэтому он должен иметь достаточно мощный сигнал.

Сегодня на рынке существуют специальные квадрокоптеры для геодезической съемки, оптимизированные под конкретные задачи, которые подбираются с учетом:

  • типа местности;
  • предполагаемых погодных условий;
  • размера исследуемой территории;
  • необходимого для аэросъемки времени;
  • конечных материалов, которые нужно получить.

Платформы с активным позиционированием

Параллельные толкатели

Пожалуй, самый очевидный способ. Толкатели в виде планок передвигают БПЛА в требуемую зону позиционирования. Наиболее часто используются одна или две пары параллельных друг другу и работающих синхронно толкателей, сдвигающих БПЛА за опоры (ножки) к центру посадочной площадки (где обычно расположены вожделенные контакты питания). Как вариант, сами толкатели могут содержать элементы крепления и электрические контакты. 

Платформа Ewatt Aerospace. 1 – опора БЛА с электродами; 2 – посадочная площадка; 3 – толкатели с электродамиПримеры платформ для БПЛА с 4 параллельными толкателями (a) COEX; и (b), Университета Иннополис

Ещё и ещё примеры для полноты обзора — тут и посадочные площадки и станции (а кто-то называет их посадочные ангары).

Почтоматы с БПЛА (a bit offtop)

Поскольку системы позиционирования с параллельными толкателями являются наиболее простыми и популярными, на основе этого подхода предлагаются первые коммерческие платформы автоматической доставки, хранения и выдачи грузов. Здесь можно остановиться подробнее.

Примеры посадочных платформ-постаматов: (a) COEX, (b) Matternet 

Источники: COEX, Matternet 

Все хотят доставку дронами. Куча тестовых демо сделано, но в продакшн пока не пошло. На мой взгляд, здесь сложности как технические так и концептуальные. Куда должен приземлиться дрон при доставке, например, в многоквартирный дом? Во двор? А если там лужи? А безопасность людей, а как защитить сам дрон от кражи? К тому же нужно синхронизировать время прилета дрона и выхода к нему получателя, что не всегда удобно. 

Посадочная платформа-почтомат Matternet 

Другое дело, если во дворе стоит постомат, в который дрон доставляет посылку, а получатель её забирает, когда ему удобно. Здесь дрон делает свое дело и не зависит от пользователя. А пользователь получает, что хотел, и не зависит, так сказать, от реализации — получается интерфейс между рулём и сиденьем получателем или отправителем и БПЛА. Такой сервис уже представляется юзабельным и COEX молодцы, что это делают (хотя, на мой взгляд, заявленные сроки и стоимость слишком оптимистичны).

Фигурные толкатели

Хитрый способ снизить число толкателей и при этом по-прежнему выполнять позиционирование в двух направлениях в горизонтальной плоскости. Это стало возможно с применением толкателей фигурной формы, например, с W- и V-образными кромками. При синхронном движении толкателей друг навстречу другу опоры БПЛА помимо перемещения вместе с толкателями скользят по их кромкам. Это обеспечивает правильное позиционирование как в направлении движения толкателей, так и ортогонально их движению. 

Слева: посадочная платформа с W-образными толкателями для позиционирования: 6 – БПЛА; 401 – толкатели W-образными кромками. Справа: Посадочная платформа с V-образными толкателями для позиционирования: 810 – ножка БПЛА; 220 – толкатели с V-образными кромками

Примеры платформ для БПЛА с V- и W-образными толкателями. (a), станция Airobotics с параллельными W-образными толкателями (1); (b), станция Coretronic Intelligent Robotics (CIRC) с V-образными толкателями (2), интегрированными с крышками (1)

Поворотные толкатели

Следующая разновидность толкателей — поворотные. Они могут располагаться по углам посадочной площадки либо в центре.

Посадочная платформа Easy Aerial с поворотными толкателями

Очень оригинально выполняется позиционирование БПЛА в посадочной платформе Easy Aerial c одним поворотным толкателем. Опоры БПЛА расположены на лучах, которые установлены на корпусе эксцентрично (в этом вся фишка). В центре посадочной площадки установлен привод вращения с вертикальным валом, на который насажен вращающийся толкатель с 4 спицами (по числу опор БПЛА). После приземления БПЛА вертикальный вал начинает вращаться, спицы увлекают опоры БПЛА во вращательное движение. Взаимодействие опор БПЛА с посадочной поверхностью и спицами и наличие эксцентриситета установки лучей БПЛА приводит к тому, что центр БПЛА начинает двигаться к центру вертикального вала. Вращение прекращается в тот момент, когда опоры БПЛА встанут на установленные на посадочной поверхности электрические контакты. 

Ирисовые диафрагмы как устройство позиционирования 

Ирисовые диафрагмы широко применяются в объективах фотоаппаратов. Наш конструктор Муса Галимов предложил использовать их для позиционирования опор (ножек) БПЛА. Как тебе такое…

Ирисовые диафрагмы как устройство позиционирования в посадочной платформе БПЛА

Как внедрение дронов упрощает жизнь строителям

Согласно исследованию PlanGrid, 35% времени при строительстве тратится на поиск информации и документации, решение конфликтов и исправление ошибок. Из-за этого строительный объект дорожает, а его сдача замедляется.

Аэромониторинг дешевле и быстрее традиционной геодезии: обычная съёмка может занимать 2–3 недели, а на облёт беспилотником объекта в 100 акров и выгрузку данных на платформу уйдёт не более 24 часов.

«Часть процессов в строительстве уже могут проходить при помощи дронов. Например, беспилотники способны контролировать до 90% земляных работ», — заявил в разговоре со Skillbox Media генеральный директор Skyeer Александр Рыжов.

Skyeer — разработчик платформы для управления проектами и контроля строительства, основан в 2017 году. Компания снимает необходимые кадры с беспилотника, обрабатывает полученные данные и предоставляет заказчику информацию об актуальном статусе работ по всему объекту, контролируя площадку в динамике. Как пишет Forbes, в 2021 году Skyeer привлекла от 2 до 5 млн долларов (точная сумма неизвестна) от фонда «Новой индустрии» (совместного венчурного фонда «Газпром нефти», Газпромбанка, РВК и VEB Ventures). По  «СПАРК-Интерфакс», выручка Skyeer за 2019 год составила 18 млн рублей, за 2020-й — 46 млн рублей. Убыток в эти два года находился на уровне 16 млн рублей.

Новые технологии упростили доступ к строительным данным для топ-менеджмента. «Раньше мы не представляли мобильное приложение, в которое одновременно заходили бы со смартфона как со стройки в Норильске, так и из московского центрального офиса „Норникеля“», — говорит Артур Хасиятуллин.


Буровая установка, вид с дрона. Фото: Maximov Denis / Shutterstock

Облачные технологии позволяют топ-менеджменту напрямую контролировать эффективность работы и принимать оперативные управленческие решения. Раньше это было доступно только инженерам с профильным образованием, добавила сооснователь TraceAir Мария Хохлова.

Автоматизация особенно актуальна для Крайнего Севера в России, где расположено 80% нефти и всего природного газа страны. Однако сложные климатические условия, небольшая плотность населения и огромные расстояния не позволяют полноценно обеспечивать, например, связь в регионе. Также там наблюдается дефицит IT-кадров.

Каких результатов можно добиться с помощью дронов?

Геодезическое исследование может преследовать разные задачи, и в зависимости от них вы выбираете не только модель дрона, но и специализированное оборудование, а также программное обеспечение. В одном случае вам будет достаточно сверхкомпактного складывающегося DJI Mavic 2 Enterprise или среднего DJI Phantom 4 RTK, а в других случаях может потребоваться более тяжелый, мощный и всепогодный квадрокоптер из серии DJI Matrice 210 RTK V2. 

Пример двухмерной ортомозаичной карты

Также ваши задачи будут определять набор необходимого оборудования: камер, датчиков, сканеров и другого оборудования для точной съемки. Наконец, никогда не стоит забывать и о профессиональном программном обеспечении. Его выбор также во многом определяется решаемыми задачами. Собственно, эти задачи будут определять то, какое программное обеспечение вам понадобится: DJI Terra, DJI GS Pro или другие программы. 

Преимущество многих программных продуктов для обработки снимков, полученных с дрона, заключается в возможности сшивать сотни и даже тысячи цифровых фотографий, созданных камерой беспилотника, и превращения их в высококачественные 2D/3D-ортомозаичные карты и необходимые для работы топографические данные.

Создание 3D-моделей

Дроны вместе с соответствующим оборудованием и программным обеспечением помогают создавать точные 3D-модели объектов на интересующем исследователей месте и сравнивать полученные результаты (трехмерные модели) с информационными моделями зданий (BIM).

3D-модель объекта компании Strabag, выполненная на основе снимков дрона

Тепловизионная съемка аномальных объектов

Еще одно нововведение, которое предоставляет беспилотная съемка, использование тепловизионных камер для выполнения тепловизионного исследования объекта. Обычно такой формат интересует исследователей в том случае,если необходимо выяснять наличие каких-либо аномалий и дефектов (например, если проводится обследование кровли или каких-либо производственных объектов). 

LiDAR и мультиспектральные камеры

В геодезии исследователи нередко сталкиваются с весьма сложными задачами, когда необходимо выявить какие-то скрытые части рельефа или найти какие-то скрытые от человеческого глаза признаки, указывающие на важные, но не видимые обычными камерами, процессы. Визуальные и тепловизионные камеры в таких случаях помогают далеко не всегда. Но если их заменить или совместить с таким оборудованием, как лазерные сканеры (LiDAR) или мультиспектральные камеры, то можно решить много ранее недоступных для исследователей вопросов (скрытые густой растительностью объекты обычно обнаруживаются сканированием с помощью LiDAR, а мультиспектральная съемка позволяет выявить пострадавшие от природных бедствий почвы и растения). 

Дроны и BIM

В строительстве и управлении проектами геодезическая съемка может предоставить критически важные данные, которые неразрывно связаны с информационным моделированием зданий (BIM).

Пример карты, созданной с помощью тепловизионной камеры

На каждом этапе процесса строительства трехмерные фотограмметрические или лазерные модели с высоким разрешением, созданные с помощью дронов, можно накладывать и сравнивать на предварительно запланированные объекты BIM (BIM – Информационная модель здания). Это позволяет выявить расхождения между планами и реальностью.

Раннее обнаружение этих проблем может уменьшить ошибки или даже избежать их еще на стадии строительства, а также избежать упущений и повторных работ (а значит, дополнительных затрат). Неудивительно, что беспилотники в последние годы становятся органичной частью надзорных инструментов в современном строительстве.

Преимущества использования беспилотников

Сегодня можно без преувеличения сказать, что квадрокоптеры являются самым быстрым и эффективным методом аэросъемки. К тому же, в отличие от съемки с пилотируемых летательных аппаратов, использование дронов гораздо дешевле, да и дает возможность получать более качественную «картинку». Преимущества использования дронов в геодезии очевидны:

  • Экономия времени, затрачиваемого на измерение и сбор данных.
  • Успешное выполнение большего количества работ благодаря изучению большого количества деталей за один полет.
  • Возможность проводить измерения практически в любой области, особенно когда речь идет о сельскохозяйственных, горных и труднодоступных районах.

Беспилотные суда для гидрографических работ

Дроны для гидрографических работ, сканирования дна водоёмов, прибрежной полосы и береговых объектов.

Готовые решения для съёмки дна и прибрежной полосы

Беспилотные суда Apache предназначены для широкого спектра инженерно-геодезических, инженерно-гидрографических и инженерно-гидрометеорологических работ.

Благодаря установке эхолотов, лидаров и панорамных камер, водные дроны способны выполнять детализированную съёмку дна рек, озёр, прибрежной полосы и объектов береговой инфраструктуры. БПВА Apache используются для подводного и надводного 3D сканирования, обследования состояния подводных сооружений, подводного и портового строительства и мониторинга опор мостов.

Выполняемые задачи:

  • Батиметрическая съёмка;
  • Подводное и портовое строительство;
  • Мониторинг;
  • Обследование подводных переходов трубопроводов;
  • Обследование состояния несущих опор мостов, дамб;
  • Археологические исследования подводного пространства.

Регистрация летательного аппарата

После покупки одного или нескольких беспилотников их регистрация – это, пожалуй, первый по важности вопрос, который необходимо решить владельцам. Индустрия дронов растет бурными темпами во всем мире, поэтому многие страны стали устанавливать специальные правила безопасной эксплуатации таких аппаратов

Причин тому много, и потенциальные террористические угрозы далеко не главные. Во многих странах, включая США, страны ЕС и другие, помимо законодательных мер реализуются дополнительные решения  в виде инструкций, стандартов и правил, касающихся регистрации аппаратов, их отслеживанию и правилам эксплуатации в полетных зонах с различным уровнем доступа.  

В Российской Федерации на основе уже имеющегося опыта эксплуатации БПЛА и с учетом зарубежных законодательных нововведений были приняты национальные стандарты: Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 N 74 “О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации”. Хотя в документ вносились небольшие – но важные! – изменения, в целом он до сих пор регулирует отношения владельцев беспилотников с государственными органами, а также правила эксплуатации беспилотных воздушных судов (БВС) в различных ситуациях. 

Одна из ключевых действующих норм Постановления предписывает регистрировать все БПЛА весом более 250 граммов. Среди существующих на данный момент коммерческих (промышленных/сельскохозяйственных) дронов модели легче 250 граммов практически не известны. В частности, даже самые легкие квадрокоптеры DJI серии Mavic 2 Enterprise обладают взлетной массой около 1 кг (+/- 100 грамм в зависимости от полезной нагрузки и дополнительных компонентов). Для сравнения: новые промышленные дроны серии DJI Matrice 300 RTK могут иметь взлетную массу в зависимости от полезной нагрузки свыше 3 кг и даже намного больше. Таким образом, при покупке любого из дронов серии Mavic 2, Phantom 4 RTK (один из лучших легких геодезических дронов) и/или DJI Matrice 300 RTK минимальный список документов, который вам потребуется для легальной эксплуатации и выполнения геодезических исследований включает:    

  • разрешение от официальных органов использовать воздушное пространство для полетов дрона,
  • полис страхования гражданской ответственности;
  • документ, подтверждающий постановку БПЛА на учет в государственных органах.

В том списке отсутствует пункт, включающий сертификат пилота БВС, который согласно российским нормам должны иметь все, кто эксплуатирует дроны весом от 30 кг. Об этом скажем отдельно. 

Кроме регистрации БПЛА для выполнения коммерческих полетов (включая геодезическую съемку) вам потребуется получить сертификат эксплуатанта. Российское законодательство ( “Воздушный кодекс”, частью которого являются нормы в отношении беспилотников) требует, чтобы любая коммерческая съемка с помощью дрона выполнялась только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, получившими сертификат эксплуатанта БПЛА. Этот документ можно получить в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации). Это ведомство несет ответственность не только за регистрацию беспилотников, но за выдачу сертификатов эксплуатантов. 

После регистрации своего воздушного судна вам нужно подать заявление в ведомство, и если все будет выполнено в соответствии с формальными и фактическими требованиями, вы получите нужный документ. Без наличия сертификата эксплуатанта выполнять промышленную и иную съемку коммерческого назначения в России запрещено. Перед подачей заявления на сертификат эксплуатанта, позаботьтесь, чтобы у вас уже были:

  • свидетельство о государственной регистрации/учете БПЛА,
  • руководство по производству полетов (РПП),
  • полис страхования гражданской ответственности,
  • сертификат летной годности, 

свидетельство о квалификации внешнего пилота/пилотов (для эксплуатации моделей серии DJI Matrice 300 RTK будет полезно получить по 2 свидетельства на каждый дрон).

Позиционирование

На первый взгляд, о чем тут писать — какие-то направляющие, которые толкают дрон в нужную точку. Но, оказывается, здесь целый букет идей и можно проследить несколько направлений мысли конструкторов.

Итак, посадочные платформы можно разделить на: 

  • платформы без устройств позиционирования, 

  • с активными устройствами позиционирования, 

  • с пассивными устройствами позиционирования, 

  • с комбинацией устройств позиционирования,

  • и другие не подпадающие под предыдущие пункты, с нестандартными устройствами позиционирования.

Классификация посадочных платформ по типам устройств позиционирования

Сначала нужно сказать, что есть посадочные платформы без устройств позиционирования вовсе. БПЛА приземляется на площадку с точностью, обеспечиваемой системой управления БПЛА. Обслуживающие устройства БПЛА, входящие в состав посадочной площадки, должны иметь возможность обслуживать БПЛА в том положении, в котором он стоит после посадки. Как правило, это электрическое соединение через большие или чередующиеся контакты. Других манипуляций по перемещению БПЛА в этом случае не производится.

Платформы с активным позиционированием имеют в своем составе механизмы и устройства, которые перемещают БПЛА в нужное положение и поворачивают его в нужном направлении — толкатели различных типов. Механизмы выбираются в соответствии с требованиями к точности и скорости позиционирования. 

Для платформ с пассивным позиционированием отсутствуют приводы для перемещения БПЛА: горизонтальное перемещение БПЛА для позиционирования во время посадки обеспечивается преобразованием его вертикального движения. Пассивные устройства позиционирования включают в себя воронки, откосы, наклонные края и т.д.

Каждое из вышеперечисленных устройств имеет свои особенности и ограничения. Комбинация устройств позиционирования помогает достичь лучших результатов, используя преимущества каждого метода.

Платформы были классифицированы как платформы с нестандартными устройствами позиционирования, в случае необычных устройств посадки или методов позиционирования, которые не перечислены выше. Однако они могут быть активными, пассивными и комбинированными.

Каждый тип устройств позиционирования можно разделить на подтипы, которые показаны на рисунке выше и немного более подробно рассмотрены далее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий