Применение штабелеров для складских помещений

Поддерживающие ножки или противовес

Штабелеукладчики с ножками и противовесом очень похожи, однако заменить друг друга они не смогут и обладают несколькими принципиальными различиями.

Штабелеукладчик с ножками

Эта модель поддерживает вес нагрузки путем использование ножек установленных под вилами. Более короткая общая длина этого штабелеукладчика позволяет ему работать в более узких пространствах. Этот тип штабелеукладчика подходит для задач комплектовки стеллажей и укладки паллет.

Штабелеукладчик с противовесом

Эта модель использует противовес для распределения нагрузки. Отсутствие ножек позволяет им работать в узких пространствах. Такие штабелеры способны поднимать стандартные паллеты, и у них самая высокая максимальная высота подъема груза среди всех штабелеров. Модели с противовесом подходят для перемещения грузов, загрузки ил разгрузки машин или когда штабелер с ножками не сможет проехать.

Ведомый или с платформой

Оба типа очень похожи, однако есть один критерий, по которому они сильно отличаются. Ведомый штабелеукладчик, как следует из названия, управляется ручкой установленной сзади конструкции, за которую держится оператор. На нем, как и на большинстве моделей установлены ножки для стабилизации груза. Используются в основном для перемещения и укладки паллетов.

Штабелер с платформой очень похож на стандартный штабелеукладчик, за исключением того, что он имеет платформу и элементы управления, позволяющие оператору ездить на штабелере, что довольно упрощает и ускоряет процесс.

Стеллажи двойной глубины

Двойная глубина хранения продукции достигается с помощью сдвоенных стандартных фронтальных стеллажей. Начальные затраты на такую организацию складирования меняются несущественно. Однако для работы со сдвоенными стеллажами нужны машины с телескопическими вилами.

Неоспоримое достоинство таких стеллажей – это более эффективное использование складских площадей. При их установке под хранение будет отведено до 50% от всей площади комплекса. Это, соответственно, на 25% эффективнее, чем при фронтальных стеллажах.

К недостаткам относятся небольшое снижение скорости грузооборота и отсутствие прямого доступа ко всем поддонам. Второй недостаток является довольно серьезным. Для того чтобы вынуть внутренний поддон, сперва придется вытащить внешний. Если почти весь груз хранится в большем количестве, чем два поддона, то использовать сдвоенные конструкции удобно. Но если нужно хранить множество различных товаров с небольшим объемом каждого вида, то использовать метод хранения двойной глубины нельзя.

Как правило для обслуживания таких стеллажей покупают следующие механизмы:

  • Штабелеры с выдвижными вилами и оборудованным местом водителя. Они подходят для работы на высоте до 6 метров.
  • Ричтраки, которые работают на высоте до 10 метров. Для соблюдения техники безопасности на вилах этих машин размещается камера, передающая изображение на монитор. Этот монитор располагается у водителя.

Складское хранение без стеллажей

Складское хранение без использования стеллажей организовать очень просто. Достоинствами такого хранения являются:

  • наибольшее полезное использование площади складского комплекса;
  • отсутствие больших затрат;
  • при такой организации хранения сможет работать почти любая складская техника.

К недостаткам бесстеллажного хранения относятся:

  • очень трудно доступно хранить грузы разной номенклатуры;
  • высота складирования небольшая, так как она зависит от прочности упаковки товаров (обычно эта прочность очень низкая).

Можно сделать вывод, что такое хранение подходит только для складских комплексов, в которых хранится большое количество грузов одной номенклатуры. Причем этот груз должен отлично штабелироваться в несколько вертикальных рядов.

Технические характеристики

При выборе штабелера для склада стоит анализировать несколько основных параметров:

  1. Начальная грузоподъемность. Это значение показывает, с каким весом штабелер может работать на небольшой высоте от земли – уровень 1-2 этажа стеллажей. Чем выше подъем, тем меньшую массу должен иметь груз. Грузоподъемность в максимально высокой точке называется остаточной. Например, при начальной г/п в 2 тонны на высоте 5 метров остаточная будет составлять всего 1 тонну. Это связано со смещением центра тяжести и безопасностью проведения работ. Для больших складов приобретают штабелеры с двумя опорными консолями, которые раскладываются при работе на высоте. Конструкция компактная, размещается в узких проходах. Высота подъема до 12,5 метров. Если проходы между стеллажами достаточно широкие, можно выбирать модели с противовесами, у них остаточная грузоподъемность выше. График зависимости максимальной массы груза от высоты подъема обычно приводится в документах к технике.
  2. Производительность. Для моделей на электрической тяге эта величина показывает, какое время машина может работать без подзарядки. Производительность электроштабелера зависит от типа АКБ, мощности подъемного механизма, высоты подъема вил, скорости передвижения машины. Штабелеры с тяговым аккумулятором более производительные и способны работать полную 8-часовую смену. Машины с полутяговым двигателем подходят для небольших складов. На одной подзарядке такой штабелер сможет переместить около 50 тонн грузов.
  3. Ширина рабочего прохода – одна из основных характеристик. Ручной штабелер, который управляется оператором, может работать в проходах шириной не менее 2 метров. В качестве рекламы производитель иногда указывает меньшее значение, но это просто маркетинговый ход, потому что машине требуется место для разворота. А если при этом на вилах находятся паллеты, то расстояние между стеллажами должно намного превышать габариты штабелера. В технических документах ширина рабочего прохода обозначена как AST – это величина диагонали нагруженного штабелера с учетом зазоров по 10 см с каждой стороны. Если паллета длиннее вил, то безопасный коридор должен быть еще шире.
  4. Условия работы. В первую очередь, это характер поверхности пола. Штабелер способен работать только в терминалах с ровными полами, без ям и больших дефектов. Это объясняется малым клиренсом – для большинства моделей дорожный просвет не превышает 30мм, поэтому любое препятствие, в том числе пороги, становится не преодолимым. Для механизмов с большой высотой подъема имеет значение и угол наклона рабочей площадки. Он должен быть максимально приближен к нулю, иначе работать с машиной не безопасно. Более дорогие устройства имеют изменяемый клиренс и могут справляться с небольшими уклонами основания. Если пол терминала асфальтирован, рекомендуется выбирать машины с полиуретановым или резиновым покрытием на колесах.
  5. Размер вил. Для работы на складах со стандартными паллетами подойдут штабелеры с длиной вил 1140 мм. Для перемещения нестандартных грузов устройства комплектуются более короткими или более длинными вилами, от 800 до 1500 мм. Ширина бывает стандартной 560-570 мм, но выпускают и модели с возможностью регулировки этого параметра (для работы с нестандартными паллетами).
  6. Высота подъема. Эта характеристика была рассмотрена выше. Для небольших терминалов с малоэтажными стеллажами достаточно ручного штабелера с высотой подъема около 3 метров. Модели с опорными консолями способны поднимать грузы на высоту до 12,5 метров.
  7. Управление. Система управления работой штабелера напрямую влияет на его производительность. В самых простых ручных машинах вилы поднимаются и опускаются медленно, для этого оператору приходится работать ножной педалью. В более современных электрических моделях основным органом управления является рычаг. Но для включения подъемного механизма оператор вынужден отпускать ручку штабелера, чтобы нажать на рычаг. Рациональнее, когда управление располагается на поворотной рукоятке. Наиболее прогрессивные производители выпускают машины с возможностью регулирования скорости движения вил. Чем сильнее оператор нажимает на рычаг или клавишу, тем быстрее движутся вилы.

Имеет значение специфика склада. В некоторых терминалах штабелеры закрывают защитными пыле- и влагонепроницаемыми чехлами, оснащают вилами из нержавеющей стали, металлизированными шасси для эксплуатации в агрессивной среде или навесными грузозахватными устройствами нестандартной формы.

Ключевые преимущества штабелеров

  • Операторам не требуется лицензия на грузоподъемник для работы со штабелером (если они без платформы) однако они должны быть осведомлены обо всех правилах управления и процедурах безопасности и получить разрешение компании на работу со штабелеукладчиком.
  • Низкая стоимость по сравнению с другим погрузочно-разгрузочным оборудованием.
  • Минимальные эксплуатационные расходы. Батарея и электрическое оборудование имеют низкую стоимость в сравнение с дизелем и бензином.
  • Очень маневренный и, следовательно, способный работать в маленьких помещениях, а также помогает увеличить емкость склада.
  • Лучшая видимость оператора; благодаря их небольшому размеру операторы имеют лучшую видимость и, следовательно, лучший контроль за погрузкой и разгрузкой.

История штабелеров

Как и сегодня, в прошлом штабелеры в основном выполняли задачи, связанные с транспортировкой . Они использовались в основном в портах и на портовых складах для перегрузки и разгрузки вновь прибывших товаров с лодок и катеров.

В настоящее время терминология не различает так категорично транспортные средства, работающие в портах при разгрузке товаров, от транспортных средств, которые обрабатывают грузы в других местах, поэтому название штабелер обычно используется для обозначения тележек, различая:

– ручные штабелеры / штабелеры поддонов;

– штабелеры электрические;

– боковые штабелеры.

Штабелер с поддерживающими ножками

Это один из самых распространенных видов. Эти модели используют поддерживающие ножки для стабилизации груза на вилах. Ножки позволяют зафиксировать груз, так чтобы штабелер смог подъехать максимально близко к паллете при этом, не занимая много места. Однако нижние ножки способны поднимать только специализированные для этого паллеты.

Чаще всего используются для низко- и среднеуровневых погрузочных работ, например, в кладовых, маленьких складах или при укладки товаров на стеллажи в магазинах. Также поддерживающие ножки позволяют штабелеру ближе подъехать к стеллажу и загрузить товар на верхние полки, когда на нижних уже места нет.

Стеллаж должен быть сконструирован таким образом, чтобы ножки штабелера смогли перемещаться вокруг и под опорами нижней балки без проблем. Высота подъема начинается с 2642 мм и доходит до 4826 мм.

Штабелёры с опорными консолями

Наиболее распространенный тип этого оборудования. Принцип работы машины следующий: поддон поднимается над опорными консолями, как у гидравлической тележки, при этом центр тяжести располагается между мачтой и грузом – в зоне вил. Это позволяет обходиться без большого противовеса, что делает штабелёры более компактными, чем погрузчики. Ширина прохода (в технических характеристиках она обозначается Ast), которая требуется штабелёру для установки на стеллажи поддона 1200 мм (вдоль вил), составляет 2-2,6 м.

Различают штабелёры с узкими и широкими опорными консолями:

  1. Штабелёры первого типа способны работать только с поддонами открытого типа, «заезжая» в них с открытой короткой стороны. Диаметр колес в опорных консолях небольшой – 80-90 мм, поэтому для нормальной работы машины в помещениях складирования должны быть качественные и ровные полы.
  2. Штабелёры с широкими опорными консолями могут работать как с открытыми, так и с закрытыми поддонами, пропуская их между широкими консолями (также возможна работа с поддоном с поперечной, полузакрытой стороны). Опорные колеса у них увеличенного диаметра – обычно 150 мм, поэтому такие устройства легче преодолевают неровности трассы. Правда, у этих штабелёров есть серьезный недостаток: если использовать их для работы со стеллажами, то первый ярус паллет с грузом должен находиться на балках, а не на полу, что приводит к удорожанию стеллажных конструкций.

Сервис и ремонт техники

Еще один фактор, обеспечивающий продолжительный срок работы техники — регулярное проведение мероприятий по техобслуживанию. ТО бывает плановым и периодическим. Во время запланированной процедуры проверяют работоспособность колес, уровень электролита, выполняют смазку цепей, мачты и других подвижных механизмов.

Периодически, то есть по мере возникновения необходимости, штабелер очищают от грязи, строительной пыли, химических веществ и других агрессивных субстанций. Также выполняют смену предохранителей, батарей, отладку опорных колес. Если требуется, демонтируют защитный кожух и навесное оборудование.

Рабочие характеристики штабелёров разных типов

Кроме рассмотренных европейских машин существуют упрощенные варианты, которые в основном производят в Азии. Как правило, это ричтраки с высотой подъема до 6 м и стоящим в кабине оператором (редко – сидящим). Встречаются и специфические машины, например своеобразная «помесь» сопровождаемого штабелера и ричтрака – корейский Soosung, управляемый стоящим на откидной платформе оператором.

Отдельно позиционируются ричтраки для работы с длинномерами: некоторые производители выделяют эти машины в отдельную группу. За способность передвигаться во взаимно перпендикулярных направлениях без поворота эти устройства еще называют четырехсторонними, или четырехходовыми. У этой машины поворачиваются все три колеса: и переднее управляемо-ведущее, и грузовые колеса со стороны вил. Обычно ричтрак оснащен грузовой кареткой с возможностью гидравлического или ручного раздвижения вил в пределах от 450 до 2200 мм и по всем техническим параметрам близок к классическим ричтракам.

В отличие от ранее рассмотренных машин узкопроходные штабелёры движутся по межстеллажному проходу (шириной 1,5-1,8 м) только прямо, не поворачивая. Каретка с вилами у них может поворачиваться на 180° и сдвигаться к краю стеллажа на 1200 мм, что позволяет повернуть груз в нужную сторону и задвинуть его в глубь стеллажа. Склад, организованный по так называемой узкопроходной технологии, т. е. с использованием техники этого типа, – один из самых сложных в проектировании и изготовлении, а значит, и дорогостоящих. Сами стеллажи могут стоить больше, поскольку требования к точности размеров стеллажной конструкции здесь выше; кроме того, их монтаж обходится значительно дороже. Допуски по ширине прохода и вертикальности стеллажа в этом случае очень жесткие, сборка технически сложнее за счет увеличенной высоты конструкций. О качестве пола для склада такого уровня и говорить не приходится: эта очень важная и высокозатратная составляющая склада должна быть выполнена идеально. Помимо использования сложной технологии нанесения твердого и износостойкого напольного покрытия дополнительные расходы потребуются на оборудование боковых рельсовых направляющих для движения штабелёров по межстеллажному проходу.

Теперь подробнее о специальных узкопроходных штабелёрах. Это действительно одна из самых современных и сложных внутрискладских машин.

Используется два основных типа техники:

  • с оператором, работающим внизу;
  • с оператором, поднимающимся вместе с грузом.

В первом случае управление осуществляется из неподвижной кабины на уровне пола. Машина, как правило, оборудована видеокамерой и видеомонитором для контроля положения вил и обеспечивает подъем на высоту до 11 м. АКБ – тяговая (48 В, 600-900 А·ч), г/п европейских моделей от 1,4-,6 до 2,0-2,5 т (г/п штабелёров азиатских производителей 1-2 т), высота подъема вил 3000-11 500 мм, Ast – 1500-1700 мм, скорость передвижения 10-12 км/ч, скорость подъема 0,4 м/с. По оснащению и эргономике они очень похожи на современные ричтраки.

Второй тип машин устроен таким образом, что оператор поднимается в кабине вместе с грузом и полностью контролирует процесс подъема и перемещения. При этом обеспечивается высокая скорость работы за счет одновременного подъема и движения вдоль прохода (диагональное перемещение), а высота подъема достигает 15 м. Эти машины комплектуют тяговой АКБ (48 В, 700 А·ч или 80 В, 560-700 А·ч); их грузоподъемность от 1,0-1,2 до 2,4-1,6 т; высота подъема вил 5000-15 000 мм, Ast – 1600-1850 мм; скорость передвижения 10 км/ч; скорость подъема 0,4 м/с. По оснащению и эргономике они сложней и технологичней современных ричтраков.

Столь высокопроизводительная техника достаточно дорога, ее стоимость в первом варианте – в 2 раза, а во втором – в 2-3 раза выше, чем стоимость классического высотного ричтрака.

Преимущества штабелеров

В наше время электроштабелеры получают все большую популярность во многом благодаря следующим немаловажным преимуществам:

  • Мобильность. Устройства могут производить вертикальное и горизонтальное передвижение, а также развороты в условиях малого пространства;
  • Небольшие габариты и масса. Благодаря данному преимуществу электроштабелер систематически используют на стройплощадке на различных уровнях возводимого объекта.

Таким образом, применение техники в процессе работ по возведению здания дает возможность ощутимо повысить продуктивность, ведь поднятие стройматериалов будет осуществляться более оперативно, нежели в том случае, если бы соответствующую работу производила ручным способом стройбригада.

Параметры выбора складских штабелеров

При выборе оптимальной модификации следует учитывать такие характеристики данных механизмов, как:

  • размер вил;
  • предельная высота подъема;
  • способ управления;
  • начальная и конечная грузоподъемность;
  • для электроприводных модификаций — максимальная продолжительность работы без необходимости в подзарядке, скорость процессов подъема/спуска;
  • для самоходных моделей — скорость передвижения;
  • ширина рабочего прохода.

Последняя характеристика часто является определяющей при подборе наиболее подходящей конструкции штабелера для стесненных условий. В некоторых складских помещениях возможно эффективное использование только ручных штабелеров, обладающих наименьшими габаритами и способных перемещать грузы по узким проходам между стеллажами.

Устройство и принцип работы

Штабелер для склада поднимает грузы и перевозит их на небольшие расстояния. Приспособление практически бесшумно, не представляет опасности для окружающих, доступно в эксплуатации.

На современных складах в основном используется штабелер гидравлический с электроподъемом, который способен не только перевозить грузы, но и оператора, им управляющего. Штабелер для склада состоит из следующих блоков:

  • рама, выполненная из листовой стали с крепящимися к ней поворотными механизмами;
  • гидравлический привод, состоящий из гидронасоса и гидроцилиндра с блоком и рычагом;
  • подъемный механизм, оснащенный вилами.

Штабелер для склада заряжается от простой розетки 220 вольт. Штепсель помещают в гнездо зарядного устройства агрегата, а вилку в гнездо электрического питания. Тумблер на штабелере устанавливается в положение ВКЛ.

Подъем и перемещение груза обычно осуществляет один человек. Он опускает каретку с вилами в нижнее положение, помещает вилы под поддон, наблюдая, чтобы груз не перекашивался. Если груз будет размещен неравномерно на плоскости, появится опасность заклинивания цепного привода, и каретка не сможет двигаться вверх либо вниз, работа остановится. Затем, опустив рукоятку вниз, штабелер устанавливают на тормоз и поднимают груз на необходимую высоту. Далее машину снимают с тормоза и перемещают паллеты в нужное место, затем выкатывают из под него агрегат, каретка с вилами опять опускается в нижнее положение.

Освещение

При устройстве складских комплексов нельзя забывать об освещении. Размещать лампы нужно над проходами между стеллажами для хранения. Это позволит достигнуть нужной освещенности с помощью небольшого количества светильников. Прикрепляя лампы нужно добиться того, чтобы они не слепили грузчиков и кладовщиков при осмотре верхних ярусов. Это можно сделать, направив часть ламп на крышу. Конечно, нужно регулярно чистить лампы и заменять неисправные.

Поможет добиться хорошей освещенности цветовая гамма внутренних помещений складского комплекса. Крыша должна быть светлой, близкой по цвету к белой, стены – немного затемненные, пол – темный.

Особенности самоходных штабелеров

Когда целесообразно использование данного типа оборудования? Во-первых, на складах, которые оборудованы высокими стеллажами (до 6 метров). Во-вторых, для обслуживания средних грузопотоков. Как правило, при транспортировке груза максимальная скорость самоходного штабелера составляет не более 5 километров в час, а без груза – около 6 километров в час.

Движение оборудования обеспечивается электродвигателем, как и подъем грузов. Тяговой батареи, от которой он питается хватает для 8-часовой бесперебойной работы. Поскольку аккумуляторная батарея имеет большой вес, ее частая замена довольно затруднительна. При этом такая необходимость может возникать в случае, когда оборудование используется несколько смен подряд. Для решения этой проблемы некоторые модели были укомплектованы тележкой, специально предназначенной для замены батареи.

Рассмотрим важные агрегаты данного оборудования: подъемная система и шасси. Последнее состоит из двух швеллерных профилей, изготовленных из высокопрочной стали, и консолей, к которым фиксируются колеса. В целом представляет собой сварную конструкцию высокой прочности. Подъемная система состоит из электродвигателя, гидравлического агрегата, аккумуляторной батареи, индикатора емкости, штепсельного соединения. Груз поднимается с помощью гидроцилиндра и гидроагрегата.

Возможность регулировать скорость подъема-опускания позволяет выбрать оптимальный параметр при работе с хрупкими грузами. В качестве приоритетных рекомендуется рассматривать модели с современной эргономикой, для которых характерны компактные габариты, отсутствие выступающих элементов и острых углов. Все это влияет на маневренность оборудования на небольших складах. Еще один критерий, который может оказать влияние на работу оператора  – комфортное управление, что подразумевает удобное расположение кнопок и рычагов на панели управления.

Как показывает практика, лучшим вариантом считается использование при управлении только больших пальцев рук. То есть наиболее удобным будет расположение основных кнопок на поворотной рукоятке, в частности это те, которые управляют процессом подъема, аварийным торможением и скоростью.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий