Привет из Древнего Рима – рустованные фасады

Экструдированный пенополистирол

Фасад из экструдированного пенополистирола – верный для отделки и утепления выбор. Поскольку сам материал обладает высокими в своих характеристиках показателями плотности, нежели ПСБ-50. На строительном рынке России представлены такие бренды как Пеноплекс, Техноплекс, Урса.

Все они высокого качества, хотя имеют свои особенности. Например, продукция бренда Техноплекс в полотно для увеличения плотности добавляет графит, за счет этого полотно выходит сероватым. Листы от Пеноплекс имеют специфический яркий, морковный оттенок. А продукт компании Урса – имеет бежевый полотен оттенок. Параметры качества у всех одинаковы, единственное, могут разниться размеры листа пенополистирола.

Шлейф истории

Рустикальный стиль (от лат. rusticus — «простой, грубый, сельский» или от rus — «деревня, село») приобрел популярность в эпоху Возрождения среди тосканских мастеров. Вдохновение они черпали в римских постройках, где камнем (еще без гладких рантов) облицовывались те архитектурные части, что должны были производить впечатление прочности и массивности (цоколи домов, башен, мостов, акведуков и прочих более-менее значимых сооружений). На улицах Древнего Рима у рустики имелось и чисто практическое применение: она служила защитой от ударов проезжавших по узким улицам телег.

Рустовые углы на доме В.Е. Паисова. Колыванский район близ Новосибирска.

Итальянцы творчески подошли к собственному наследию и наряду с натуральным неотесанным камнем стали использовать для отделки фасадов лепную подделку под камень, лепное же подражание ноздреватому известковому туфу и просто штукатурку с воспроизведением руста — имитацию разбивки стены на прямоугольники или полосы. Блестящие образцы рустики можно встретить во Флоренции — палаццо Веккьо, палаццо Рикарди – Медичи, Палаццо Строцци. Дворец Питти же демонстрирует новые возможности рустовки: зыбкая и текучая стилистика маньеризма требовала от архитектурных форм легкости и причудливой игры света и тени. Так родился руст диаманти (или бриллиантовый) — с «алмазной» огранкой камней (прекрасный русский образец стиля — фасад Грановитой палаты в Кремле).

Павильон с рустованными стенами возле Шато де Версаль.

Русские архитекторы увлеклись рустикой на рубеже XVIII века в эпоху петровского барокко и русского классицизма, потому и исторический центр Петербурга, и маленькие купеческие особнячки Москвы зачастую стилизованы под флорентийские палаццо эпохи Ренессанса, демонстрируя изящные образцы французского руста с глубокими горизонтальными врезами.

Офис Банка Москвы на Кузнецом мосту.

Дом в Сирии

Все вышесказанное относится, главным образом, к жилищам Запада. Перенесемся теперь в римскую Азию, в Сирию. Здесь мы не встречаем никаких греко-этрусских мотивов. Как общая концепция, так и структура зданий — чисто азиатские. Заиорданская Сирия изобилует бесчисленными примерами восточных жилищ, сохранившихся даже лучше помпейских. Дома Гаурана и Леджаха дошли до нас по большей части почти не тронутыми и не только пригодными для жилья, но и населенными. Ни одна часть этих построек не подвержена разрушению: стены и потолки исполнены из базальта; двери представляют собой базальтовые плиты, ходящие на базальтовых пятниках; окна сделаны также из ажурных базальтовых плит; все же здание покоится на базальтовой скале. Значительная часть Гаурана совершенно лишена лесов, и постройки целиком выводятся из материалов, не боящихся времени. На рисунке 353, А приведен пример такого дома: потолки состоят из плит, опирающихся на арки.

Рис. 353

В других местностях, где, хотя и редко, но все же встречается лес, придерживаются смешанной системы, показанной на рисунке 353, В: нижний этаж имеет каменный потолок, верхний — деревянную кровлю.

Эти дома рассчитаны в основном на жаркий климат и представляют собой прежде всего убежище от зноя. Комнаты едва освещены узкими оконными пролетами. К этим замкнутым помещениям примыкают совершенно открытые портики; обитатели дома имеют, таким образом, выбор между полной тенью или открытым воздухом и ярким светом. На разрезе В показан портик или веранда, служащая кровлей и защищающая стены от непосредственного действия солнечных лучей. В ее декорации преобладают греческие мотивы.

Внутреннее расположение этих сирийских домов нисколько не свидетельствует о гаремной жизни; в силу греческих традиций, а главным образом под влиянием христианских идей, господствовавших в этих местностях в течение первых веков, жилье семьи менее обособлено и изолировано. Мы видим в этом прежде всего след гостеприимных нравов и заботливого внимания восточных народов к гостю. В комнаты второго этажа обычно ведут две лестницы (А): гость может подняться по наружной лестнице непосредственно в свое помещение, чем ему предоставляется полная свобода, а для внутреннего сообщения с жильем хозяев служит только внутренняя лестница.

Пантеон. Рим

Пантеон занял особое место в римской и мировой архитектуре. Он построен примерно в 118-128 гг. Адрианом на месте старого Пантеона, возведенного консулом Марком Агриппой, но превосходил его по размерам и внешнему облику. Храм был посвящен всем богам и повторял круглую форму старого Пантеона, что, видимо, можно объяс-нить желанием сохранить преемственность традиций. Любопытно, что на портике была сохранена надпись с храма Агриппы. Это одно из величайших сохранившихся зданий времен античности. Он был возведен на Марсовом поле и являлся своеобразным противовесом Колизею. В 609 г. Пантеон был превращен папой Бонифацием в церковь.

Храм состоит из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней прямоугольного портика и переходной части между портиком и ротондой. Стены в нижней части, видимо, были покрыты мрамором, а в верхней — оштукатурены. Купол покрывала позолоченная черепица.

В интерьере доминирует полусфера грандиозного купола. В высшей его точке находилось отверстие — опайон, через которое проникал свет. В убранстве интерьера Пантеон отражает типично римскую выразительность. Это результат использования бетона, лающего больше свободы в организации внутреннего пространства и позволяющего создавать здания значительных масштабов.

Купол Пантеона превосходит по размерам все подобного рода конструкции не только древности, но и Средних, веков, и Возрождения, вплоть до XIX в. Его диаметр — 141 фут (43 м) — равновелик его высоте, составляющей половину высоты всего здания, соотношение, рекомендованное Витрувием.

Эпоха Северов в Риме

Императоры династии Северов пришли к власти в 193 г. после гражданских войн. Уменьшающаяся сила и влияние Рима и усиление провинций, казалось, только воодушевило их на постройку еще более грандиозных сооружений.

Их главный вклад в архитектуру Рима — обширные комплексы терм. Основные особенности поздних римских терм уже были найдены в термах Траяна и Тита I в. — это осевая симметрия и последовательность расположения помещений. Новым стал размер построек Северов: термы Каракаллы занимали 50 акров (20 га) и вмещали 1600 человек одновременно. Использование бетонных сводов и арочных конструкций позволяло расширять эти огромные пространства без внешних подпорок.

Арка Септимия Севера

Мраморная триумфальная арка была воздвигнута у подножия Капитолия и посвящена победам императора в Месопотамии. Особенностью арки являются внутренние проемы в средних пилонах. Арка Септимия Севера была богато украшена скульптурой. Каждый цилиндрический свод над проходом покрыт кессонами с цветами, окруженными листьями аканта.

Септизоний (203 г.)

Колоссальная декорация, поставленная у южного склона Палатина и заслонявшая субструкции императорского дворца. Он был разрушен в 1588 г. Стену оформляли трехъярусные портики, чередующиеся с экседрами. Цветной мрамор колонн, статуя императора в центре, фонтаны и статуи в экседрах придавали сооружению торжественный вид.

Империя Северов

В огромной империи Северов (193-305) разрабатывались новые архитектурные типы и стили. Римляне принесли свои традиции в провинцию, но они изменились в соответствии с местной строительной практикой. За пределами Рима бетон использовался редко, это ограничивало возможности.

Купол мавзолея Диоклетиана в Сплите, к примеру, был полностью выложен из кирпича, что ограничивало его размеры. В провинции камень продолжал использоваться еще долго после того, как его перестали применять в Риме. Свобода в использовании классических ордеров была характерна и для провинций, что давало возможность создавать новые архитектурные формы.

Храм Вакха. Баальбек (II в.)

Это один из немногих хорошо сохранившихся храмов ансамбля в Баальбеке (ныне Ливан). Храма типично римский, с глубоким портиком и большой целлой на высоком подии. Но его высота скорее эллинистическая.

Богатый интерьер храма Вакха — один из немногих хорошо сохранившихся до нашего времени. Его известняковые стены украшены классическим орнаментом и ордером, поднимающимся во всю высоту здания. Между колоннами — ниши, одни с фронтонным завершением, другие — круглые.

Храм Весты в Баальбеке (III в.)

Четырехколонный портик заслонял круглую целлу, придавая центрическому храму излюбленную римлянами фронтальную осевую ориентацию. Раскреповка подия и антаблемента, который поддерживали коринфские колонны, создавала почти барочную пластичность.

Инструмент и материалы

Несмотря на кажущуюся простоту заделки рустов между плитами перекрытия, потребуется применение большого количества различного инструмента и значительного объема выравнивающих смесей.

В зависимости от выбранного способа может пригодиться не весь представленный в перечне инструмент:

  • перфоратор с насадкой-лопаткой;
  • молоток;
  • шпатели – узкий и широкий;
  • штукатурные маячки;
  • зубило;
  • строительный миксер либо дрель с насадкой-миксером для размешивания смеси;
  • шлифовальная шкурка или терка;
  • узкая кисть для грунтования.

Для выполнения работ потребуются следующие материалы:

  • серпянка либо малярная сетка;
  • смесь грунтовочная или готовая грунтовка;
  • монтажная пена;
  • черновая и финишная штукатурка.

Когда все из перечисленных орудий труда и материалов будут под рукой, можно начинать работу. Но перед выполнением основных операций необходимо заранее подготовить комнату: вынести из нее все предметы мебели или укрыть их полиэтиленовой пленкой, покрыть старыми газетами пол.

Немного истории

Только специалисты знают, что рустовка (от латинского rus – деревня, грубый, неотесанный) впервые стала использоваться римлянами с практической целью, как защита от шума и переувлажнения цоколя. Правда, тогда термин «руст» обозначал облицовочный камень.

Следующий всплеск интереса к декорированию фасада тесаным камнем пришелся на эпоху Возрождения. Прекрасно сохранившиеся палаццо Флоренции демонстрируют фасады, облицованные тесаным камнем с рустами различной формы.

Итальянские архитекторы, приглашенные Иваном III, принесли руст в Москву: фасад построенной в 1486–1491 годах Марко Руффо и Антонио Солари Грановитой палаты украшен тесаным камнем формы бриллиантовый руст, это первое здание с украшением такого рода в России.

В эпоху классической архитектуры, во Франции, руст стали выполнять по штукатурке, что сделало этот вид отделки значительно дешевле, проще в исполнении и популярнее.

В современном строительстве термином «руст» обозначают камень или поверхность (квадр) и углубление между квадрами.

Колизей. Рим

Колизей, или амфитеатр Флавиев, был заложен Веспасианом в 70 г. как подарок городу Риму. Он был открыт его сыном Титом в 80 г., а закончен Домицианом. Колизей был построен на месте искусственного озера в садах, окружавших Золотой дом Нерона. Глинистая почва формировала идеальную базу для огромного веса здания. Стоящий рядом колосс — огромная статуя Нерона, — возможно, дал название амфитеатру. В отличие от эгоистично — расточительного Нерона, Веспасиан благоразумно подарил римлянам амфитеатр, где проходили гладиаторские бои, создав первый постоянный амфитеатр в городе. Сооружение весьма традиционно в плане и декоре, но его размеры: 616 х 512 футов (188 х 156 м) делают его уникальным.

Материалы были выбраны сознательно для задания таких размеров и веса. Основания сделаны из бетона, стены — из туфа, верхняя часть — из бетона, облицованного кирпичом. Внешняя часть выполнена из травертина. Опорой для переходов являлся жесткий конструктивный каркас, состоявший из пилонов и цилиндрических сводов. Кроме того, бетонная конструкция Колизея содержала много кирпичных арок, которые работали как разгрузочные и образовывали каркас сводов.

В отверстия кронштейнов карниза аттика вставлялись деревянные стойки, к которым привязывались концы растяжек навеса — велария, который натягивался над амфитеатром, чтобы защитить зрителей от солнца. Он удерживался системой блоков.

Траян

Испанский солдат Траян стал императором в 98 г. Он известен как один из великих строителей-императоров, но, к сожалению, до нас мало что дошло от его времени. Рынки Траяна — счастливое исключение. Эти улицы магазинов из камня и бетона поднимались на Квиринальском холме над форумом Траяна. Он построил термы на месте Золотого дома Нерона, которые следовали плану терм Тита. Траян также реконструировал порт и верфи в Риме. Но самый масштабный его проект — форум Романум (Римский форум). В целом архитектор форума использовал многие выработанные до него приемы, в частности полукружия форума Августа.

Библиотеки. Рим

Две великолепные библиотеки для латинских и греческих рукописей были построены на форуме Траяна. Они располагались одна напротив другой и выходили входами на площадь, в центре которой стояла колонна Траяна. Подий в них был заменен галереями на высоких колоннах.

Статуя. Колонна Траяна. Рим

Прах императора Траяна был замурован в основание колонны. Колонна имела внутреннюю винтовую лестницу и была увенчана позолоченной бронзовой статуей, которая позже была заменена на статую св. Петра.

Монументальная колонна на мрамора (155 футов в высоту или 47 м) была возведена, и честь побед Траяна в воине с даками. Главная особенность колонны — рельефный фриз, который тянется от подия до капители длинной спинальной лентой.

Адриан

Архитектура эпохи Адриана (117—138 гг.) стремилась соединить римские формы с архитектурными и декоративными формами Греции и эллинистического Востока. Ее характерной особенностью было строительство из бетона и кирпича, а также разработка сводчатых и купольных конструкций, например на вилле в Тиволи. Архитектура эпохи барочной в своей пластичности, соотношении пространств, игре света и тени. Глубокое восхищение Адриана Грецией заметно в большинстве построек его времени. Сам он подолгу жил в Афинах и много здесь строил. Иногда Адриан выступает и как архитектор, в числе других проектируя здания, например, храм Венеры и Ромы в Риме.

Загородная вилла: вилла Адриана. Тиволи (ок. 118-134 гг.)

Название «вилла Адриана» вводит в заблуждение. Это, скорее, дворец, помещенный в сельской местности. Для него характерна свободная живописная планировка, восхитительное сочетание водной поверхности с архитектурой, скульптурой и зеленым ландшафтом. В постройках использовался бетон, а также технически сложные конструкции.

Храм Венеры и Ромы, Рим (ок. 135 г.)

Внешне — это периптер с удлиненной целлой, но он состоит из двух одинаковых храмов, соприкасающихся апсидами, в одной из которых помещалась статуя Венеры, в другой — Ромы.

Известно, что храм спроектировал сам Адриан. Архитектор Аполлодор осмелился критиковать храм за непропорциональность, за что и поплатился жизнью. Расположенный на высоком постаменте, он был окружен колоннадой из серого гранита с белыми мраморными капителями.

Материалы и инструменты

  • Пенополистирол. Используется для утепления здания и создания руст.
  • Клеевой состав. Используется для прикрепления к поверхности фасада.
  • Стеклотканевая сетка. Используется для нанесения базового армирующего слоя.
  • Кварцевая грунтовка. Используется для грунтовки и защищает поверхность фасада от внешних воздействий.
  • Декоративная штукатурка. Используется на заключительном этапе отделки. Рекомендуется использовать акриловую или силикатно-силиконовую штукатурную смесь.
  • Линейка или деревянные рейки. Используются для создания разных размеров рустов на поверхности штукатурки.
  • Готовые декоративные элементы. Используются при отделке способом «лепнина».

Оформление фасада рустованной штукатуркой по традиционным технологиям

По традиционным же технологиям имитация участков фасада дома под рустованный камень выполняется из обыкновенного цементного или цементно-известкового штукатурного состава с нанесением по обыкновенной технологии оштукатуривания с наличием слоев оббрыска и грунта.

При этом работа по формированию рустов может производиться по свеже затертой штукатурке, либо же они могут выполняться непосредственно вместе с оштукатуриванием. Так или иначе, имеется несколько вариантов выполнения рустов на фасаде здания, перечень таков:

  • вытягивание рустов при помощи шаблона;
  • изготовление рустов деревянной обрешеткой;
  • нарезка рустов при помощи пилы под правило;
  • набивка рустов металлической рейкой.

Существуют особые дизайнерские затеи, когда сам руст обрамляется (окаймовывается) узором или сплошной полоской, проведенной по периметру квадры. Это обрамление отдельно дорабатывается ручными инструментами, как и сами квадры, в случае если они выполняются с рельефом или определенной формой выступа плокости.

Вытягивание рустов при помощи шаблона производится по мере оштукатуривания по специальным направляющим (правилам), которые монтируются выше и ниже линии руста. При этом руст выполняют по свеженанесенному слою грунта и формируют линейными движениями шаблона по рейкам.

Существует несколько способов, которыми рустовка фасада выполняется шаблоном: вытягивание одной ленты и вытягивание двух лент. В первом случае шаблоном формируется лишь одна полоска шва руста, во втором же шаблон имеет выступы для протягивания сразу двух параллельных рустов. При этом шаблон может иметь профиль самой квадры, то есть таким спообом модно вытянуть одновременно два руста и фигурную квадру.

Изготовление рустов деревянной обрешеткой, пожалуй, самый простой способ выполнения работ. Суть его заключается в том, чтобы в свеженанесенный и разровненный слой грунта «замонолитить», то есть утопить рейки, повторяющие профиль руста. Это выполняется путем втирания или вибрации легкими постукиваниями молотка по рейки.

Сначала утапливаются горизонтальные рейки, затем вертикальные так, чтобы получилась обрешетка. После начала схватывания раствора рейки аккуратно вынимают, при необходимости затирают дефекты. Есть и дилетантский способ, когда эти рейки устанавливают в качестве маяков по подготовленной поверхности, клея их на сплошные полосы того раствора, которым предполагается оштукатурить всю поверхность. Когда раствор крепко схватится, между реек, как по маякам наносят раствор и разравнивают.

Нарезка рустов при помощи пилы под правило может применяться для того, чтобы поверхность рустованная мела тонкий и неглубокий руст. В данном случае работа выполняется по слегка окрепшей, затертой штукатурке по предварительной намеченной разметке поверхности. Для того чтобы вышли ровные надрезы, пилу облокачивают на прочно прижатое к обрабатываемой поверхности правило.

Формирование самого шва руста производится в несколько рабочих операций: прорезание нижней границы руста, верхней границы и выскабливание раствора между ними (выскабливать можно тонким шпателем, зубилом). Также можно сам образовавшийся шов затереть куском вырезанного по его форме и размеру пенопласта.

Набивка рустов металлической линейкой довольно сложный процесс, при котором рустовать штукатурку приходится инструментом, длиной не больше метра, и следить за равномерной глубиной образующегося шва по всей его длине. Линейка укладывается по заранее выполненной разметке. Такой руст может получится толщиной не более 10 мм, от глубины выполнения которого в большей степени зависит трудоемкость всего процесса.

В данном случае очень важно дождаться определенного момента, в котором раствор еще не полностью схватился, но уже не «поплывет» от вибрации, созданной ударами молотка по металлическому инструменту (линейке). Глубина шва, выполненного таким способом, может быть не более 10 мм, а его форма может быть прямоугольной, а особенно удобно таким способом выполнять скошенной и трапециевидной формы русты

Рустовка сегодня

Технологии давно ушли вперед, но любовь к русту осталась. Правда, вместо кладки из тесаного камня сейчас русты выполняют другими способами:

  1. Облицовкой натуральным камнем.
  2. Облицовкой готовыми элементами из пенополистирола или пенополиуретана.
  3. Нарезкой, по штукатурке по специальным шаблонам.

Облицовка камнем

Рустованный фасад из натурального камня, как очень дорогостоящий вид отделки, выполняется редко, в уникальных сооружениях. Способ выполнения:

  1. На поверхности стены крепится металлическая сетка.
  2. На тыльную сторону каждой плиты крепят проволоку.
  3. Специальным клеем промазывается с помощью зубчатого шпателя стена и тыльная поверхность плиты.
  4. Проволоку прикручивают к сетке.

Кроме того, существуют специальные крепежи для плит, в этом случае плита навешивается на крепеж и дополнительно фиксируется на клей.

Облицовка из синтетических материалов

На строительном рынке представлено много разновидностей облицовочных камней из пенополистирола или пенополиуретана. С помощью этих элементов можно просто и быстро придать ничем не примечательной коробке вид классического особняка.

Имеет малый вес, долговечен, атмосферостоек. Крепится на клей или при помощи специального рустовочного профиля.

Выполнение рустовки по штукатурке

Этот способ не претерпел никаких изменений со времени 30–50-х годов прошлого века, когда в моде был сталинский ампир.

Техника создания

Для создания профилей рустов и квадр (если лицевая сторона делается в виде пирамид или прямоугольных призм, то они называются квадрами) используется стандартная смесь для штукатурки стен, после нанесения которой на поверхность ей придают форму, разбивая на сектора с помощью разделительных планок. До высыхания необходимо сделать зарубки в секторах, чтобы придать форму «необработанного» камня.

Таким образом, можно получить фасад в виде каменной кладки без использования дорогостоящих материалов. Но для подобной отделки фасада необходимо иметь определенные навыки, чтобы результат выглядел как можно более гармонично и реалистично.

Существуют и другие технологии создания этого декора. Можно выполнять русты в виде ромба по всему зданию. Для этого используют специальные пилы, которыми распиливают уже застывший раствор. Созданные таким образом засечки получаются тонкими и опрятными, но для их высекания потребуются определенное количество времени и кропотливый труд.

Самым быстрым является метод набивания стальной планкой. Для этого необходимы молоток и стальная планка или линейка. На незастывшем растворе необходимо расположить планку и ударять по ней молотком, высекая линии. Таким образом, получится очень аккуратный рисунок в виде кирпичной кладки.

Веяние времени

Сегодня рустовые камни используются в отделке лишь как декоративный элемент, то есть выполняют исключительно эстетическую функцию. А потому надобность использовать натуральный камень отпала: он слишком сильно нагружает несущие стены, его сложно демонтировать, да и стоит он весьма дорого. Ему на смену пришел легкий искусственный камень из полиуретана, пенополистирола или архитектурного бетона. Такой руст может иметь разную форму и фактуру, облицовывают им углы зданий, оконные и дверные проемы и гладкие части фасадов. Он легко комбинируется практически со всеми видами стеновых покрытий и одинаково изящно смотрится с кирпичной кладкой, бутом, штукатуркой и даже сайдингом. Для оформления углов сегодня используются рустовые панели — 3–4 руста, объединенных в вертикальную деталь: они позволяют при облицовке фасада камнем значительно упростить монтаж декора. Так что, переменив основную функцию с защитной на декоративную, руст продолжает быть одним из самых заметных и востребованных элементов фасадных отделок.

Современные русты. Волокнисто-цементные панели, Metaform Architecture.

Что не помешает знать

Руст
четырехугольный камень для облицовки стен, может быть прямоугольным, квадратным, трапециевидным с фаской или прямыми углами.
Рустовка
декоративная обработка стен, по виду напоминающая кладку из крупных камней. Может иметь вид рельефно выступающих над фоном горизонтальных полос равной высоты.
Рустованные штукатурки
современный отделочный материал, представляет собой камни разной формы, разделенные швами-рустами. Поверхность камней бывает гладкая или фактурная, разных цветов и оттенков. Сами русты могут быть широкими и узкими, гладкими и с элементами архитектурных обломов.
Мраморные (каменные) штукатурки
отделочный материал, в состав которого входит заполнитель из гранитной и мраморной крошки, которая при раскалывании дает искрящийся скол. Используются для отделки цоколей и фасадов.

Немного истории

Только специалисты знают, что рустовка (от латинского rus – деревня, грубый, неотесанный) впервые стала использоваться римлянами с практической целью, как защита от шума и переувлажнения цоколя. Правда, тогда термин «руст» обозначал облицовочный камень.

Следующий всплеск интереса к декорированию фасада тесаным камнем пришелся на эпоху Возрождения. Прекрасно сохранившиеся палаццо Флоренции демонстрируют фасады, облицованные тесаным камнем с рустами различной формы.

Итальянские архитекторы, приглашенные Иваном III, принесли руст в Москву: фасад построенной в 1486–1491 годах Марко Руффо и Антонио Солари Грановитой палаты украшен тесаным камнем формы бриллиантовый руст, это первое здание с украшением такого рода в России.

В эпоху классической архитектуры, во Франции, руст стали выполнять по штукатурке, что сделало этот вид отделки значительно дешевле, проще в исполнении и популярнее.

В современном строительстве термином «руст» обозначают камень или поверхность (квадр) и углубление между квадрами.

Заделка стыков и покраска

После выполнения работ по монтажу фасадного декора из пенопласта, производится заделывание отверстий под шляпки дюбелей, мест соединения элементов с основанием и их стыков между собой, если этого не было сделано в процессе монтажа.

Заделке стыков следует уделить особое внимание, поскольку от этого будет зависеть срок службы изделий и вероятность появления трещин в этих местах в результате сезонных перепадов температур и усадки дома. Для склеивания элементов из пенопласта между собой рекомендуется использовать фасадный монтажный полиуретановый клей для приклеивания пенополистирола (Ceresit CT 84, Penosil Fix&Go Montage, TYTAN Styro 753, P340 OTTOCOLL Rapid или illbruck FM 330 Elastic Foam), которым тщательно заполняют все швы до тех пор, пока клеевой состав не выйдет снаружи детали

Для склеивания элементов из пенопласта между собой рекомендуется использовать фасадный монтажный полиуретановый клей для приклеивания пенополистирола (Ceresit CT 84, Penosil Fix&Go Montage, TYTAN Styro 753, P340 OTTOCOLL Rapid или illbruck FM 330 Elastic Foam), которым тщательно заполняют все швы до тех пор, пока клеевой состав не выйдет снаружи детали.

Через сутки после полного высыхания клей, вышедший из швов наружу, обрезается канцелярским ножом по контуру детали, изделия очищаются от пыли и с помощью шпателя или кисти вместе с местами дюбелирования заделываются тем же составом, которым покрыты элементы.

Совет

Чтобы избежать проявления трещин на стыках, швы необходимо заармировать сеткой. Для этого молярным ножом срезается защитное покрытие с каждой стороны стыка и на это место накладывается полоска сетки таким образом, чтобы после шпатлевания не было выпуклости. Сетка утапливается в защитный состав (который используется в производстве этих элементов) и декорируется поверхностный слой кисточкой или тампонированием губкой. Плоскую поверхность можно затереть тёркой и после высыхания зашкурить. Но зачастую, в виду сложности данного вида работ, рекомендуется нанести клей в процессе приклеивания на всю поверхность стыка и, выдавив излишек, снять его шпателем.

Горизонтальные стыки между стеной и декоративным элементом заделываются фасадным полиуретановым или акриловым герметиком для наружных работ, например illbruck PU 540, чтобы предотвратить попадание влаги.

После высыхания обрабатывающих составов, швы и заделанные отверстия под дюбель-гвозди и «грибки» необходимо зашкурить и очистить от пыли. В таком виде архитектурные элементы готовы к окрашиванию фасадными акриловыми или силиконовыми красками в два слоя, либо к покрытию декоративной штукатуркой на водной основе. Перед окрашиванием поверхность рекомендуется прогрунтовать. Работу следует проводить с помощью кисти, валика или краскопульта.

ВНИМАНИЕ! Во избежание появления мелких трещин на поверхности изделия, краски и грунтовки должны быть БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ растворителя или ацетона!

Опыт показывает

1.  Для качественной отделки стыков рекомендуем:

  • использовать сетку с нахлёстом по 5 см на каждую сторону от стыка двух элементов. Для этого необходимо удалить покрытие малярным ножом, чтобы сетка была скрыта под слоем шпаклевки и стык не был заметен;
  • проклеивать всю поверхность стыка в момент приклейки элементов, а не после;
  • использовать качественную силоксановую (тянущуюся) краску на месте стыка. Она скроет микротрещины;
  • выдерживать материал перед монтажом не менее двух недель.

2. При монтаже фасадного декора на готовый, отделанный фасад (кирпич облицовочный, панели, декоративную штукатурку и т. п.) лучше красить элементы из пенопласта перед приклейкой и после монтажа подкрашивать стыки и непрокрашенные части.

3. Заказывать элементы из пенополистирола лучше всего в зимний период. При этом можно существенно сэкономить на изделиях, а также получить вылежанный материал.

Каталог типовых
архитектурных деталей

Рекомендации
по монтажу

Рустовка сегодня

Технологии давно ушли вперед, но любовь к русту осталась. Правда, вместо кладки из тесаного камня сейчас русты выполняют другими способами:

  1. Облицовкой натуральным камнем.
  2. Облицовкой готовыми элементами из пенополистирола или пенополиуретана.
  3. Нарезкой, по штукатурке по специальным шаблонам.

Облицовка камнем

Рустованный фасад из натурального камня, как очень дорогостоящий вид отделки, выполняется редко, в уникальных сооружениях. Способ выполнения:

  1. На поверхности стены крепится металлическая сетка.
  2. На тыльную сторону каждой плиты крепят проволоку.
  3. Специальным клеем промазывается с помощью зубчатого шпателя стена и тыльная поверхность плиты.
  4. Проволоку прикручивают к сетке.

Кроме того, существуют специальные крепежи для плит, в этом случае плита навешивается на крепеж и дополнительно фиксируется на клей.

Облицовка из синтетических материалов

На строительном рынке представлено много разновидностей облицовочных камней из пенополистирола или пенополиуретана. С помощью этих элементов можно просто и быстро придать ничем не примечательной коробке вид классического особняка.

Фасадный декор имеет малый вес, долговечен, атмосферостоек. Крепится на клей или при помощи специального рустовочного профиля.

Выполнение рустовки по штукатурке

Этот способ не претерпел никаких изменений со времени 30–50-х годов прошлого века, когда в моде был сталинский ампир.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий