Стеклофасады: от украшения дворцов к частной архитектуре

Стили историзма в архитектуре

Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.

Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899–1908 Бельгия

К нему относят

  • субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
  • комбинации с неомавританским или византийским стилями,
  • вариации на тему барокко — необарокко
  • и тему греческого стиля — неогрек.

Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».

Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.

Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.

Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.

Панорамные окна и стеклянные крыши

Использование таких архитектурных форм для стеклянных фасадов зданий позволяет максимально насытить помещение солнечными лучами. Визуальные границы между внутренним и внешним пространством дома стираются. Коттедж гармонично вписывается в пейзаж, становясь неотъемлемой его частью.

  • Панорамные окна – это стеклянная стена на высоту этажа. Их используют как для обустройства внешних стен зданий, так и для балконов и лоджий. Как правило, их изготавливают в виде больших стеклянных блоков, вставленных в алюминиевый, металлический, деревянный или пластиковый профиль. Панорамное окно может состоять из одного стекла или стеклопакета (до 6 стёкол). К стенам из стекла предъявляется ряд технических требований:
  • Прочность. Для защиты внутренних помещений панорамные окна не должны уступать по прочности обычным стенам из кирпича или дерева. Для этого стекло армируется при помощи специальной металлической сетки. Как альтернатива армированию используются прочная пленка. Также используется каленое стекло.

    Частный дом, Украина

  • Тепловая защита. Для этого применяются стеклопакеты, состоящие из нескольких стёкол. Для сохранения энергии лучше использовать профиль с деревянными вставками или ПВХ. Хотя современные немецкие производители предлагают фасадные системы из алюминиевого профиля с наполнителем и термическим швами внутри.
  • Звуковая защита. Для этих целей используются стеклопакеты, но с разной толщиной стекла в пределах одной камеры.

    Частный дом, Украина

  • Защита от ультрафиолета. Стекла оклеиваются пленкой, которая задерживает большую часть ультрафиолетового излучения.

Стеклянная крыша – это архитектурная форма, где плиты перекрытия и кровельный «пирог» меняются на стекло. К крыше предъявляется еще более жесткие требования, так как она должна выдерживать значительную снеговую и ветровую нагрузки:

Прочность. Система остекления крыши монтируется под углом. Это делается для естественного удаления снега. Для этой же цели их делают с подогревом, пропуская внутри стекла нагревательный элемент. Для устройства кровельного остекления используется алюминиевый или металлический профиль.

Стеклопакет состоит из двух видов стекол. Первый – это наружное, каленной основание, которой воспринимает на себя всё нагрузку. С внутренне стороны – триплекс. Это многослойное стекло, Слои соединены между собой специальным клеем или пленкой. Такая конструкция придает прочность и минимизирует образование острых осколков.

Тепловая защита осуществляется за счёт многослойной системы. Пространство между стеклами заполняется инертным газом.

Защита от ультрафиолетового излучения и бликов. Для этих целей применяется два вида напыления. Первой затемняет поверхность крыши, а второе не преломляет солнечные лучи.

Стеклянные крыши часто оборудуются окнами для проветривания. К герметичности предъявляются особые требования.

Конструктивные особенности стеклянных фасадов

Основные узлы стеклянного фасада

Прежде чем начать разговор о фасадном остеклении, необходимо разобраться – что же представляет собой стеклянный фасад?Фасады из стекла – это особые ограждающие конструкции, основу которых составляют стеклянные панели для отделки фасада дома или стеклопакеты, закрепленные на каркасе тем или иным способом. В качестве каркаса в большинстве случаев используется алюминиевый профиль для стеклянных фасадов, однако существуют технологии (о них мы поговорим ниже), при использовании которых профиль либо не применяется вообще, либо маскируется за стеклом, не выступая над внешней поверхностью фасада.
Стеклянный фасад частного дома Если фасад остекляется полностью, (т.е. до поверхности земли), то в нем предусматриваются открывающиеся элементы. Чаще всего это окна фрамужного типа и стеклянные фасадные двери. И окна, и двери устанавливаются таким образом, чтобы максимально замаскировать узел крепления их к оконным и дверным коробкам. В итоге мы получаем единую плоскость, полностью покрытую стеклом – как правило, с малозаметными или вообще незаметными стыками (несколько примеров таких фасадов можно увидеть на фото в этой статье). Конечно же, такая картина не оставит равнодушным никого – вот почему фасадное остекление, давно применяющееся в городской архитектуре, стремительно набирает популярность и в частном строительстве.

Материалы для остекления

Основным элементом любого такого фасада является, естественно, фасадное стекло.В остеклении фасадов используется:

  • Моностекло – достаточно толстое, подвергнутое термоупрочнению или закалке.
  • Стекло, ламинированное полимерной пленкой –для придания ему прочности, а также – для тонировки прозрачного стекла в выбранный дизайнером цвет.
  • Триплекс – конструкция из двух или более стекол, соединенных между собой полимерным составом. Такую конструкцию очень сложно разбить, но даже после того как стекло будет разбито, сама конструкция сохранит свою целостность.


Триплекс: даже разбиваясь, не дает осколков
Панель стекломагнезитовая

Особенности конструкции некоторых элементов

Большую часть фасада составляют, как правило, неоткрывающиеся конструкции – т.е. по сути – глухие окна. Однако, если фасад используется в частном доме, возникает необходимость обеспечения как минимум вентиляции.Для этого в стеклянном фасаде могут быть обустроены:

Фасадные стеклянные двери – как правило, устанавливаются в общественных зданиях. Для крепления дверей используются специальные петли для стеклянных фасадов, обеспечивающие минимальный контакт стекла с металлом петель и запоров. В частном строительстве такие двери практически не применяются, исключение составляют лишь раздвижные дверные системы оранжерей и зимних садов.


Дверная петля для стеклянного фасада

Окна – фрамужные, реже – поворотно-откидные. Как правило, окна устраивают в фасадах ригельного типа, так как при безрамном остеклении установить на достаточной высоте открывающуюся конструкцию затруднительно.

Специальный диплом

  • MATREX, Деловой Центр в Сколково 
  • Москва, Инновационный центр Сколково 
  • BERNASKONI 

Здание объединяет сразу нескольких городских функций. Здесь одновременно размещены офисы стартапов, официальная резиденция, зал-трансформер, музейная спираль, ресторан-смотровая площадка.

Внутри усеченной пирамиды – пространство в форме гигантской матрешки. Вокруг матрешки в объеме пирамиды расположены функциональные помещения.

Фасад-оболочка максимально открыт естественному свету. Внутрь матрешки свет проходит через 61 световой фонарь в куполе. Smart-стекло с управляемой прозрачностью регулирует световой поток. При необходимости купол освещает матрешку дневным светом или становится непрозрачным на время мероприятий. При помощи света в течение дня здание визуально трансформируется. Днем это пирамида, вечером – светящаяся матрешка. Подсветка меняет температуру искусственного освещения в зависимости от времени года.

Прозрачные панорамные кабины лифтов движутся вдоль наклонных поверхностей здания. 

Гран-при

  • GREAT AMBER – Concert Hall LiepajaLatvia («Большой янтарь» – концертный зал, Лиепая/Латвия)
  • Архбюро: Volker Giencke & Company, Австрия

«Большой янтарь» – это крупнейший концертный зал в странах Балтии. Он рассчитан на 1024 места. 

Здание представляет собой бетонную скульптуру, облицованную самонесущим чуть наклоненным стеклянным фасадом.

Фасад состоит из переплетающихся широких плоских стальных конструкций, которые соединяются с бетонной скульптурой в зоне крыши.

Для внешнего остекления использованы два экрана с четырьмя специальными фильмами разных цветов. В дневное время фасад светит как янтарь разных оттенков или принимает цвет неба. Ночью это огромное светящееся тело в городе, гигантский янтарь, представляющий интерьер и действо, происходящее внутри.

Свет играет ключевую роль в «Большом янтаре». Достигнув высоты над крышей, 14 зеркальных отражающих труб заливают концертный зал дневным светом, создавая неповторимую атмосферу.

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах  византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

  • усложнение геометрии зданий;
  • более свободное использование классических элементов;
  • использование кирпича и штукатурки для декора строений;
  • бросающуюся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Использование фактора универсального сечения в современном дизайне и архитектуре

Принципы применения золотой пропорции в последние несколько лет стали необыкновенно популярны в строительстве частных домов. На смену экологии и безопасности строительных материалов пришли гармоничность конструкции и правильное распределение энергии внутри дома.

Современная интерпретация правила всеобщей гармонии давно распространилась за пределы привычной геометрии и формы объекта. Сегодня правилу подчиняются не только размерные цепи длины портика и фронтона, отдельных элементов фасада и высоты здания, но и площадь комнат, оконных и дверных проемов, и даже цветовая гамма внутреннего интерьера помещения.

Проще всего построить гармоничный дом на модульной основе. В этом случае большинство отделений и комнат изготавливаются в виде самостоятельных блоков или модулей, спроектированных с соблюдением правила золотого сечения. Построить здание в виде набора гармоничных модулей значительно проще, чем строить одну коробку, в которой большая часть фасада и внутренних помещений должна быть в жестких рамках пропорций золотого сечения.

Немало строительных фирм, выполняющих проектирование частных домовладений, используют принципы и понятия золотого сечения для увеличения сметы и создания у клиентов впечатления глубокой проработки конструкции дома. Как правило, такой дом декларируется, как очень удобный и гармоничный в пользовании. Правильно подобранное соотношение площадей комнат гарантирует душевный комфорт и отменное здоровье хозяев.

Если дом был построен без учета оптимальных соотношений золотого сечения, можно выполнить перепланировку комнат так, чтобы пропорции помещения соответствовали соотношению стен в пропорции 1:1,61. Для этого может перемещаться мебель или устанавливаться дополнительные перегородки внутри комнат. Аналогичным образом меняются размеры оконных и дверных проемов так, чтобы ширина проема была меньше высоты дверного полотна в 1,61 раза. Таким же способом выполняется планирование мебели, бытовой техники, отделки стен и пола.

Сложнее выбрать цветовое оформление. В этом случае вместо привычного соотношения 63:37 последователями золотого правила принята упрощенная трактовка – 2/3. То есть основной цветовой фон должен занимать 60% пространства помещения, оттеняющему цвету отдают не более 30%, и остальное отводится под различные родственные тона, призванные усилить восприятие цветового решения.

Внутренние стены помещения делятся горизонтальным поясом или бордюром на высоте 70 см, установленная мебель должна соизмеряться с высотой потолков по соотношению золотого сечения. То же правило касается распределения длин, например, размер дивана не должен превышать 2/3 длины простенка, а общая площадь, занимаемая мебелью, относится к площади комнаты, как 1:1,61.

Золотую пропорцию сложно в массовом порядке применять на практике из-за всего лишь одного значения сечения, поэтому при проектировании гармоничных зданий нередко прибегают к ряду чисел Фибоначчи. Это позволяет расширить количество возможных вариантов пропорций и геометрических форм основных элементов дома. В этом случае ряд чисел Фибоначчи, связанных между собой четкой математической зависимостью, называют гармоническим или золотым.

В современной методике проектирования жилья на основе принципа золотого сечения, кроме ряда Фибоначчи, широко используется принцип, предложенный известным французским архитектором Ле Корбюзье. В этом случае в качестве отправной единицы измерения, по которой рассчитываются все параметры здания и внутреннего интерьера, выбирается рост будущего владельца или средняя высота человека. Такой подход позволяет спроектировать дом не только гармоничный, но и по-настоящему индивидуальный.

Оформление фасада, советы

Первое, что нужно сделать – это определиться с материалом для антаблемента. Помимо искусственного отделочного камня, современные технологии предлагают выполнять его из пенополистирола и полиуретана. Конструкции, выполненные из последних, отличаются легкостью, благодаря чему не перегружают стену.

Внешний вид полиуретана и пенополистирола проигрывает архитектурному камню, к тому же каменный антаблемент выглядит внушительнее, а прослужит намного дольше. При желании можно приобрести у специализированных компаний как отдельные части антаблемента, так и архитектурный ордер целиком.

Строительные компании выпускают карнизы, фризы и архитравы трех основных архитектурных ордеров: ионического, дорического и коринфского. Помимо прочего, дизайнеры на их основе создают собственные варианты фасадов и варианты декора антаблемента.

Часто антаблемент используют в декоре загородных домов. Однако, стоит всегда думать о его уместности, ведь стиль строения в целом должен ему соответствовать. Таким образом, стоит обратиться за консультацией к профессионалам архитектурного дела.

Фриз и карниз могут быть украшены большим количеством декоративных элементов, но не стоит слишком увлекаться их наличием, нагромождением друг на друга и вычурностью. Переборщить с таким декором очень легко, и фасад вместо легкого, резного, элегантного и запоминающегося получится чересчур перегруженным и лишенным вкуса.

Также ошибкой будет попытка совместить части антаблемента разных ордеров. Например, фриз от ионического, а архитрав с карнизом – от дорического. Подобное смешение уже не будет эклектичным, напротив, вызовет диссонанс и несоответствие.

Если в проекте здания присутствует не только непосредственно антаблемент, но и фронтон, находящийся межу карнизом и фризом, изготавливать его стоит из такого материала, как полиуретан. Полиуретановые фронтоны не только легкие, не подвержены гниению, возникновению на них трещин. Помимо прочего, при желании их можно перекрасить в любой цвет.

Услышав слово «антаблемент», несведущему человеку не стоит пугаться. Ведь в нем скрыто изобретение, известное еще со времен Античности и не зря заслужившее свою популярность. Если им умело воспользоваться, такой декор фасада сделает даже небольшой дом похожим на роскошную усадьбу.

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг ), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

Преимущества оформления

Одними из самых главных преимуществ фасада из стекла является его практичность и долговечность. Но, помимо этого, положительного качества есть еще много других, которые, несомненно, достойны внимания.

  • Фасадный декор зданий выглядит очень современно. Даже самое невзрачное и простое будет выглядеть презентабельно после разработки и конструкции фасада любого здания именно стеклом.
  • Современные фасады из цветных стекол придают индивидуальность. Ведь можно сделать самые разнообразные конструкции по форме. Они будут прямоугольные, овальные и даже необычных изогнутых форм, можно добавить различные элементы. Для некоторых нужны петли.
  • Фасадное стекло практичное. Они с легкостью поглощают шум, задерживают ультрафиолет и пыль, легко очищаются и способны прослужить не один десяток лет.
  • Стеклянные фасады зданий устойчивые. Им не страшны перепады температур, большая влажность. Они достаточно прочные и надежные, и непожароопасные.

Благодаря стеклу, проникает достаточное количество света и воздуха. При этом можно насладиться пейзажем. Материалом для конструкций является прочное стекло и алюминиевый профиль. Он экологически чистый, пожаробезопасный и очень прочный. Помимо этого, не боится ржавчины, так как попросту не ржавеет. А это делает его надежным и долговечным. В сочетании со стеклом, такое оформление простоит много лет и совершенно не изменится.

Что такое антаблемент

Происходя от французского слова entablement, от table(стол, доска), антаблемент в архитектуре – горизонтальная, часть балочного перекрытия, как правило, лежащая на колоннах, пилястрах, столбах как перекрытие их пролета, или завершение стены. Возник он на основе деревянных балочных перекрытий храмов времен Античности.

Именно венчающий колонны антаблемент – классическая архитектурная форма, являющаяся неотъемлемой частью фасада любого Древнегреческого храма или здания в Древнем Риме. Он был обязательной частью фасада и применялся совместно с системой колонн, образуя архитектурный ордер.

Строение колонн и самого антаблемента напрямую зависит от выбранного ордера. Но вне зависимости от того, какой именно ордер выбран, фасад здания выполняется в подражательной манере древнегреческого стиля, адаптированном под современную стилистику. Во времена Ренессанса популярность получил антаблемент лишь над верхней частью фасада, без системы колонн. Этот вариант часто используется в современной манере отделки зданий.

Антаблемент делится на три важнейшие архитектурные элементы здания:

  • архитрав;
  • фриз;
  • карниз.

Принято считать, что архитрав, то есть основная часть конструкции, происходит от продольно расположенных деревянных балок, которые укладывали на колонны. Фриз произошел от торцов поперечных балок, уложенных сверху на продольные, впоследствии укрытых плитами. Карниз – сильно выступающая часть кровли, предназначенная для защиты фасада здания от осадков.

Понятие антаблемент употребляют применительно к выбранным как образец стилям в строительстве, опирающимся на образца классического зодчества: классицизма, неоклассицизма, частично барокко. С появлением каменных зданий антаблемент стал терять некоторые свои составляющие.

Начиная с эпохи Возрождения, помимо своей функциональности элементы архитектуры получили творческое осмысление. Конструкции без определенных частей называются:

  • облегченный, антаблемент без архитрава;
  • неполный, когда отсутствует фриз.

Порой становится затруднительно определить, неполный антаблемент или облегченный. Чтобы это сделать, нужно иметь понятие о канонических ордерах.

Параметризм — новый взгляд на архитектуру

Новый глобальный стиль под названием Параметризм появился сравнительно недавно с появлением доступных мощных компьютеров и программ. Широкое распространение такие методы проектирования получили лишь в 90-х годах прошлого столетия.

Название стилю дал архитектор Патрик Шумахер в 2008 году. В своей статье «Parametricism — A New Global Style for Architecture and Urban Design» (с англ. — «Параметризм: новый глобальный стиль архитектуры и городского дизайна») он указывает, что в этом стиле все архитектурные элементы должны быть параметрически связаны в систему. Вместо классических геометрических фигур — линий, прямоугольников, цилиндров и пирамид — в параметрических проектах используются принципиально новые динамические элементы, основанные на

  • тесселяции (примером в природе являются пчелиные соты),
  • сплайне (функции, позволяющие моделировать объёмные тела) и
  • различного рода математических преобразованиях.

Во втором десятилетии XXI века параметризм стал претендовать на ведущую роль среди современных архитектурных направлений.

Первые ростки параметризма просматриваются ещё в архитектуре Антонио Гауди (начало XX века).  Представители параметризма: Грег Линн, Ян Каплицки, Сантьяго Калатрава, Заха Хадид, Костас Варотос.

Будущее архитектуры неразрывно связано с автоматизацией проектирования. Архитектура в своем развитии перешагнула порог, когда все необходимые знания, могли поместиться в голове человека.

Теперь Вы знаете архитектурные стили в хронологической последовательности. Каких не достаёт в этом перечне?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий