Стиль барокко в архитектуре

Материалы для отделки в стиле барокко

Если говорить о материалах, которые могут быть использованы для строительства дома, то в приоритете находится натуральный камень и бетон. Постройка должна выглядеть монолитно и добротно, чтобы не возникало ощущения карточного домика. При этом, стоит учитывать особенности постройки. Из-за больших габаритов здание будет трудно отапливать, поэтому нужно озаботиться о хорошей гидро- и теплоизоляции.

Большинство легких и простых материалов для отделки не подойдут. Если вы делаете лепнину, то она должна быть настоящей, если выбираете энергоэффективные окна, то рамы не должны быть стандартными, пластиковыми.

Стоит убирать из обихода, все, что ассоциируется с дешевизной. Это касается не только наружной, но и внутренней отделки. В противном случае, весь образ может испортить какая-то незначительная деталь.

Заказывая проект и планируя строительство загородного дома в стиле барокко, владелец должен быть готовым к большим расходам. Конечно, ваша резиденция не обязательно может быть обставлена в духе королей. Богатство выражается в разных понятиях. К примеру, дорогие портьеры могут быть куплены в обычном магазине текстиля, а не заказаны из Италии у знаменитого дизайнера. Зато в красивом и богатом интерьере коллекционные вещи смотрятся более уместно.

Мебель

Мебель в стиле барокко – какая она? Если вы решили раскошелиться и обустроить свое жилище изысканными предметами, придется обновить абсолютно все – от небольших табуретов и зеркальных рам до кроватей и шифоньеров. Не пытайтесь заменить фирменные изделия дешевой подделкой – опытный глаз моментально отличит дерево от пластмассы, бархат и велюр от хлопчатобумажной ткани. Мебель из Италии еще с начала 16 века славилась своим высоким качеством, поэтому отдавайте предпочтение именно этой стране-производителю.

Спальня в стиле барокко должна соответствовать общему стилевому направлению, даже если в нее никто не будет заходить, кроме вас самих – необходимо поддерживать роскошь и изящество в постельном белье, оконных рамах, табуретах и других элементах. Шкаф должен быть внушительных размеров и с большим количеством выдвижных полочек, чтобы в него поместились все вещи хозяйки квартиры. Роскошное трюмо заменит большое зеркало и тумба. Если с вами в квартире проживают дети, сложно будет их приучить ухаживать за дорогостоящей мебелью. Установите в их комнату небольшую кроватку, шкаф, письменный стол и тумбу для телевизора – ребенку школьного возраста этого вполне хватит.

Если ваша прихожая не отличается внушительными размерами, подберите менее массивную мебель в стиле рококо, которая будет гармонировать с общей цветовой гаммой. Поставьте в нее небольшой диван, тумбу для шляп и зонтов, обувную полку и зеркало.

Комната для посетителей должна быть самой яркой, чтобы у каждого вошедшего в дом возникало приятное впечатление о его хозяине. Гостиная в стиле барокко может включать практически любую мебель — диван и кресла, сервант, полки для книг, обеденный или журнальный столик, тумбы. Неплохо будет смотреться пуф небольшого размера, выполненный из качественной ткани. Все изделия должны быть в единой цветовой гамме и по возможности с одинаковым резным орнаментом.

Декор, текстиль и аксессуары

В основу декора барокко положено внимание к большому количеству малых деталей, настенная и потолочная роспись, обилие резных и лепных орнаментов. В этот фон должны органично вписываться предметы мебели, камины, светильники и зеркала, а также художественное наполнение в виде картин, скульптур и ваз

Большое значение придается дорогому текстилю, который используется в оформлении окон и мягкой обивки мебели. Шторы на окна должны быть обязательно тяжелыми, на прочных, закрытых декоративными панелями карнизах.

Для них характерны:

  • ламбрекены;
  • подвязки;
  • кисти и шнуры;
  • бахрома;
  • вышивка.

Правила стилизации барокко в жилых помещениях

Исторический стиль – это помпезность и преувеличение во всём. В наше время компактных жилищ, возродить духовный комфорт барокко достаточно трудно из-за масштабности стиля.

Для воссоздания многослойной пышности наиболее подойдёт площадь загородного коттеджа

В городской квартире можно создать неплохой коктейль из современной геометрии и традиционных деталей барокко

Простор и использование декора

Основной принцип стиля – создание роскошной атмосферы. Малогабаритное помещение вряд ли пригодно для этой цели.

В квартире можно оформить зальную комнату или просторный кабинет со стилизацией характерных элементов

В дизайне интерьера должны присутствовать:

  • предметы мебели, покрытые позолоченной резьбой;
  • богатая и причудливая отделка в виде лепнины с позолотой, стеновых и потолочных молдингов, гобеленов;
  • скульптурные композиции с херувимами и миниатюрные статуэтки полуобнажённой натуры;
  • множество декоративных подушек с ручной вышивкой на пасторальные темы;
  • парча, шёлк и бархат в тканевой мануфактуре.

Стильный интерьер предполагает множественный мелкий декор функциональных предметов – инкрустации, вышивку золотой нитью, миниатюрную ковку

Цветовая палитра и художественная роспись

Основная палитра интерьера – все оттенки золота в сочетании с белым. Этот симбиоз подчеркнёт статусность хозяина и богатство обстановки.

Белую отделку можно заменить светлыми, пастельными тонами бежевого, персикового, песочного цветов

В современной стилизации часто применяют контрастные сочетания золота с тёмным и благородным цветом:

  • бордовым;
  • синим;
  • шоколадно-коричневым;
  • изумрудно-зелёным.

Насыщенный цвет используется при оформлении напольных, стеновых покрытий, а также в деталях меблировкиНа поверхности потолка и стен обязательно присутствуют элементы художественной росписи и гобеленовые ковры

Планировка дома в стиле барокко

Классический дизайн диктует строгие правила не только к декору внешнего вида здания, но и к расположению комнат в коттедже. Поэтому планировать такую отделку лучше еще на этапе строительства загородного дома. Уже построенный коттедж, который оформлен по стандарту, сложно адаптировать к канонам барокко в полной мере. Посудите сами:

  1. На первом этаже дома, возле входа, с широкого крыльца с мраморными ступенями, должен расположиться вестибюль;
  2. На втором этаже должны находиться просторные залы с зеркалами и колоннами, разделенные высокими дверями;
  3. В левом и правом крыле дома располагаются спальни;
  4. Мебель в доме в основном резная и низко посаженная, с фигурными ножками, никакого хайтека!;
  5. Кухня в обязательном порядке отделяется от столовой;
  6. В доме выделяется место для библиотеки и кабинета, остальные помещения на усмотрение хозяев.

Конечно, классические мотивы можно по-разному обыгрывать в современном интерьере, но есть детали, без которых будет теряться ощущение аутентичности.

Стоит привыкнуть к тому, что в домах барокко кухня является больше техническим помещением, в котором в давние времена орудовала прислуга. Учитывая статус хозяев, можно предположить, что и современные владельцы усадеб выделяют отдельные комнаты для обслуживающего персонала и доверяют уход за огромным домом третьим лицам.

Коттедж в стиле барокко нуждается в постоянном уходе. Это продиктовано габаритами постройки, наличием сложных в эксплуатации деталей декора, и присутствием большой придомовой территории. Ваш особняк будет выглядеть заброшенным, если не уделять внимания саду и малым архитектурным формам во дворе.

Трапезничаем по-царски

Любая комната в вашей квартире должна придерживаться общего стилевого направления. Если вы обустраиваете апартаменты в стиле барокко, будьте готовы обставить роскошной мебелью комнаты для приготовления пищи. На кухне хозяйка проводит по несколько часов в день, и ей крайне приятно находиться в уютно обустроенном помещении, которое радует глаз любого, кто в него войдет. Можете не переживать, что столы и подвесные полочки будут плохо сочетаться с современными атрибутами – если выбрать стиральную и посудомоечную машину из алюминия цвета металлик, никто не заметит разрыва эпохи 17 века и современности. В кухне должно присутствовать минимум одно окно, чтобы комната могла проветриваться. Шторы в стиле барокко шьются из качественных тканей, украшаются рюшами и фестонами, правда, такую красоту придется стирать вручную.

Если ваша кухня имеет внушительные размеры, обеденный стол можете установить непосредственно в ней, но при отсутствии такой возможности самым подходящим местом станет гостиная. Вся мебель должна быть выполнена из качественного дерева, но не из пластика, иначе впечатление о хозяине будет испорчено. Кухня в стиле барокко подойдет исключительно аккуратным хозяйкам, которые будут бережно относиться к дорогостоящей мебели и вовремя убирать остатки пищи. Не отказывайтесь от роскоши в пользу комфорта, и вы будете приятно удивлены результатом своих стараний.

Барокко Англия

В Англии барокко развивалось позже и совершенно иначе, чем в континентальной Европе. Протестантская Англия была устойчива к экстравагантности континентального барокко, связанного с римским католицизмом, и даже в семнадцатом веке классическая архитектура все еще рассматривалась некоторыми с подозрением. Однако связи вскоре развились. Во время своего визита в Париж в 1665 году молодой Кристофер Рен встретился с самим Бернини, событие, которое оказалось формирующим, когда всего через год бедствие большого пожара в Лондоне увидел, что мысли Рена обратились к восстановлению столицы. Всего через несколько дней после Великого пожара Рен представил Карлу II, королю Англии (1660-85), план восстановления Лондона Как барочного города с регулярными широкими бульварами. Насущная необходимость немедленно перестроиться и приоритеты владельцев частной собственности поставили крест на схеме Рена. Город был перестроен по старому средневековому плану, но его горизонт был радикально новым. Купол Собора Святого Павла

Купол Собора Святого Павла

и парящие шпили более чем 50 церквей-все это вместе взятое явное достижение Рена-возвещали о том, что Лондон стал первым современным городом. Ученый, а также архитектор, Рен использовал эмпирические методы для разработки высокоинтеллектуальных решений к архитектурным проблемам, например тем, которые присущи примирению классической архитектуры со средневековой формой шпиля. В этом Рену помогали несколько способных помощников, в первую очередь Николас Хоксмур. Пройдя путь от чиновника до правой руки Рена, Хоксмур также сыграл важную роль в реализации видений драматурга, ставшего архитектором сэра Джона Ванбру в замке Говард и Бленхеймском дворце. Хоксмур, однако, наиболее известен за шесть церквей, которые он построил по всему Лондону в рамках Комиссии 1711 года по строительству пятидесяти новых церквей. В этих церквях смешались влияния, начиная от родной готики, до ближневосточной и даже египетской архитектуры. Церковь Христа, Спиталфилдс, с ее драматическим западным фронтоном и любопытным готическим шпилем, захватила воображение поколений лондонцев. Однако, прежде чем Церкви Хоксмура были закончены, барокко вышло из моды. Палладианский вкус, проиллюстрированный работой Ричарда Бойля, 3-го графа Берлингтона (1694-1753), пришел в английскую архитектуру на протяжении большей части восемнадцатого века; Достижения хоксмура, в частности, не признавались и даже высмеивались за их эксцентричность и чрезмерность.

Отделка углов и стен

Углы дома в стиле барокко могут украшаться натуральным камнем, но чаще для этого применяют полиуретановые плиты угловой формы (русты) с толщиной стенок 3-5 см. Перед их монтажом поверхность стены очищают от пыли и грунтуют, затем намечают места расположения рустов.

Крепить декор начинают снизу, проверяя горизонтальность строительным уровнем. В качестве фиксатора выступает монтажный клей. Его наносят на плиту толстым слоем и распределяют гребенчатым шпателем. Смазанным клеем рустовый камень прикладывают к стене и прижимают на несколько секунд. Если проступили излишки смеси – их сразу же удаляют.

Последующие камни крепят аналогично, оставляя между элементами зазоры в 3-6 см. Схема расположения декоративных элементов может быть различной – прямой, шахматной, переменной. Разница между ними состоит в размере используемых рустов и их положении относительно друг друга.

После высыхания клея декор укрепляют. Для этого по поверхности рустов распределяется клеевая смесь для пенополистирола, затем углы усиливают перфорированным профилем, вдавливаемым в раствор. Поверх  наносится дополнительный слой клея и накладывается армирующая сетка. Ее слегка утапливают в раствор, излишки смеси снимают шпателем. Когда клей полностью высохнет, поверхность ошкуривают и обрабатывают водостойкой грунтовкой.

Окрашивание стен и декоративных элементов – последний этап оформления фасада в стиле барокко. Все поверхности очищают и грунтуют, затем наносят в 2 слоя красящие составы на водной основе. При этом лучше пользоваться валиком, применяя кисть только в труднодоступных местах.

Работы начинают с окрашивания стен. После их высыхания, по периметру декоративных деталей наклеивают малярную ленту и наносят на них краску, начиная с верхних элементов. На этом оформление фасада можно считать законченным.

Дом в стиле барокко может стать роскошным дворцом, настоящим семейным поместьем. Но чтобы результат не разочаровал, нужно подходить к его проектированию и дизайну интерьера очень ответственно, учитывая все стилевые особенности и не жалея средств на качественные материалы.

Характерные черты стиля

Барокко часто путают с такими стилями как классицизм и рококо. Главное отличие от классицизма состоит в том, что при оформлении экстерьера здания барокко используется избыток украшений. Рококо отличается большей утонченностью, мягким изяществом.

Форма и ордера

Стиль барокко предполагает создание искривленного пространства. В планах построек преобладают эллипсы и прямоугольники.

Для создания еще большей рельефности применяются эркеры, башенки и балконы. В античной ордерной системе создаются нарушения. Различные части ордера накладываются, вытягиваются или сворачиваются.

Фонтан Мавра от Джованни Лоренцо Бернини.

Внутренний и внешний декор

Интерьеры в стиле барокко предполагают использование росписи, лепнины, большого количества мягкой мебели, которая по стилю должна совпадать с оформлением стен. Ведущим цветом чаще становится красный. Для украшения мебели и стен применяется позолота. Обязательным считается яркое освещение.

Барокко не позволяет оставлять не декорированные участки пространства.

Внешний декор отличается чрезмерным использованием элементов, из-за которых может быть не видно стен. Оформления требуют не только интерьер и экстерьер здания, но и пространства вокруг него. При наличии возможности вокруг постройки разбивают сад с газонами, барочными фонтанами и скульптурами.

Архитектурные элементы барокко

Вилла Джулия.

Среди традиционных элементов стиля широко использовалась лепнина, принимавшая вид:

  1. Музыкальных инструментов. Архитекторы позднего барокко часто заменяли их оружием.
  2. Цветочных ваз с цветами.
  3. Арабесок.
  4. Маскарон. Эти элементы представляют собой маски в виде морды животного или человеческого лица. Выражение лица или морды может быть комическим, страдальческим, устрашающим и т. д. Маскароны выбирают в соответствии с профилем постройки. Например, на церкви изображают лица ангелов, на здании суда — львиные морды.
  5. Рога изобилия.
  6. Барельефов.
  7. Гирлянд. Данный элемент используется для обрамления окон. Гирлянда может быть изготовлена из фруктов или напоминать присобранную в некоторых местах ткань.

Распространение получили скульптурные композиции. В зависимости от здания скульптуры могут представлять библейских (на культовых постройках) или мифологических (на жилых домах) персонажей.

Статуи нередко выполняют не только декоративную, но и практическую функцию: скульптуры языческих богов могут поддерживать свод крыши.

Практически каждое здание в стиле барокко украшено колоннами. Элементы небольших размеров могут располагаться даже рядом с окнами.

Требования к жилой площади

Любой человек мечтает из хозяина двухкомнатной “хрущевки” превратиться в обладателя роскошного дворца, однако не каждый имеет возможность приобрести новые апартаменты, даже имея в резерве крупную сумму. Неумение выбирать подходящий стиль для ремонта является одной из распространенных ошибок. Стоит учитывать, что небольшая квартира даже при большом желании не сможет стать царскими апартаментами. Нагромождение крупной мебели будет нагнетать обстановку, декоративная лепка на потолке или стенах будет казаться смешной и нелепой, а квартира станет подобием спичечного коробка. Жилая площадь помещения должна составлять как минимум 100 квадратных метров. Если покупка квартиры, в которой предполагается сделать ремонт в стиле барокко, пока не осуществилась, рассматривайте исключительно квартиры-студии. Несколько стен, отделяющие одну комнату от другой, занимают много пространства и будут помехой. Вы можете вовсе не ставить перегородки – ими станут шкафы и комоды. Если отказаться от стен, вам будет легче передать общую концепцию.

Потолки в стиле барокко должны быть максимально высокими, чтобы на них красиво смотрелась крупная люстра и декоративная лепка по бокам. Не забудьте оставить место под колонны, без которых жилище будет смотреться не настолько эффектно. Максимальное количество света исходит из окон. Рамы должны быть достаточно объемными. При несовпадении с одним из требований, придется отделать квартиру в королевском стиле лишь частично, но главные элементы непременно должны присутствовать в каждой из комнат.

Музыка барокко

Время творения великих композиторов: Баха, Вивальди, Генделя, Скарлатти. Они работали в различных жанрах. Появляется жанр оперы и концерта, как одних из главных барочных форм. Популярно сочетание токатты и фуги, инструментальные сюиты и сонаты пишутся как для сольного исполнения, так и для камерных оркестров. Меняется содержание и смысл музыкального творчества. Добавляются скорбные и трагические образы. Время становления национальных школ: итальянской, немецкой, испанской, французской.

Широкое распространение получает клавесин, скрипка, виолончель, флейта. Но основным инструментом стал орган.

Самые известные художники барокко

Рембрант (1606 – 1669). Изобразил множество библейских и мифологических сцен, использовал барочные техники контраста и движения. Кроме того рисовал самые различные предметы.

Караваджо (1571 – 1610). В картинах передавал реалистичное физическое и эмоциональное состояние человека. Использовал технику тенебризма.

Йоханнес Вермеер (1632 – 1675). Величайший художник XVII века, посвятивший жизнь работе. Написал множество картин. Использовал дорогие пигменты, такие как лазурит, дорогой синий пигмент.

Герард ван Хонтхорст (1592 – 1656). Использовал цвет и движение для создания визуальной драмы. Все его картины рассказывают историю. Успешно изображал искусственно освещенные сцены.

Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Влиятельный художник, сторонник фламандского барокко. Обладал уникальной манерой письма, умело подчеркивал движение, цвет и чувственность. Создал более 1400 работ! Особенно удачными получались исторические сцены, гравюры, гобелены.

Диего Веласкес (1599 – 1660). Художник-индивидуалист эпохи барокко. Писал в тенебристском стиле, но позже развил свободную и смелую манеру рисования. Умел создавать иллюзию формы при просмотре полотна с определенного расстояния. Автор множества портретов испанской королевской семьи, известных деятелей.

Стиль барокко: происхождение и развитие

Любая историческая эпоха сопровождается значимыми изменениями в жизни человечества, начиная с политических и религиозных воззрений и заканчивая архитектурой и нематериальными ценностями. В шестнадцатом столетии в Европе ослабевает былое могущество католической церкви и происходит укрепление светской власти. Знать делает все, чтобы избежать окончательного коллапса, и решает утвердиться в глазах горожан весьма оригинальным способом. На помощь приходит искусство, способное удивить и поразить: стиль барокко в архитектуре является своеобразным продолжением построек Ренессанса, но в плане изящества и роскоши находится на ступень выше. Иллюзия власти создавалась чрезмерным обилием золотого цвета и витиеватыми лепными узорами.

Изначально стиль барокко зародился в Италии и за несколько десятков лет распространился по Франции, Голландии, Англии и Испании. Любопытно, что в каждой стране он приобретал национальные черты. Талантливые скульпторы и архитекторы в кратчайшие сроки разрабатывали проекты, по которым возводились колоссальные сооружения. В Англии барокко являлся своеобразным продолжением классицизма, в Италии он наблюдается как во внешнем, так и во внутреннем убранстве дворцов, а во Франции было заметным слияние двух стилей. Прошло несколько столетий, а величественные постройки до сих пор продолжают радовать глаз горожан и туристов. Облюбовав стиль барокко в интерьере или архитектуре, люди все чаще решаются приукрасить свои апартаменты в соответствии с его чертами.

На рубеже XVI в.

На рубеже XVI века в Испании преобладал простой и строгий классицизм, во многом напоминавший архитектуру эпохи Возрождения, лишенную своих основных форм и геометрии. Этот стиль достиг своего зенита в творчестве Хуана де Эррера (1530-97), в честь которого и назван стиль – Эррериан. Самой известной работой Эрреры, несомненно, является Большой Королевский Дворец Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал недалеко от Мадрида для Филиппа II (1556-98). Эррера унаследовал комиссию, когда Хуан Баутиста де Толедо, первоначальный архитектор Филиппа II умер в 1567 году, вскоре после его начала. Эррера модифицировал и увеличил первоначальный план и переупорядочил фасады, чтобы создать почти идеальный геометрический синтез между планом и высотой. С духом Контрреформации, охватившей Пиренейский полуостров, к середине семнадцатого века барочные черты начали дополнять здания, в противном случае характерные для эррерианской традиции. Однако уникальное испанское проявление барокко началось в творчестве Хосе Бенито де Чурригера (1665-1725) и его братьев Хоакина (1674-1724) и Альберто (1676-1750). Они инициировали (и дали свое имя) «Чурригереск», плотную форму украшения, которые доминировали в испанской архитектуре на протяжении большей части восемнадцатого века. Он был использован для драматического эффекта в середине восемнадцатого века западного фасада Касас-и-Нувоа и башни собора Сантьяго-де-Компостела,


Башни собора Сантьяго-де-Компостела

один из крупнейших и старейших церковных зданий Испании. Чурригереско представлял собой своеобразную испанскую интерпретацию барокко, которое часто рассматривалось как вдохновленное его мавританской архитектурной родословной. Другим источником была местная архитектура Латинской Америки. После того как первые конкистадоры высадились на Американском континенте в конце XV века, золото потекло обратно в Испанию; здания, созданные из этих материалов, в некотором смысле отражали в своей архитектуре происхождение денег, которые платили за их строительство. Гораздо более определенной тенденцией было распространение барокко на запад, к новым испанским владениям через Атлантику, в такой же степени религиозное, как и имперское, если не более того. Огромное количество барочных церквей, которые были построены в Латинской Америке в течение восемнадцатого века, представляли собой цель конкистадоров принести то, что они считали духовным спасением для коренного населения Латинской Америки.

Известные зодчие

Возведение зданий в нарышкинском стиле занимались не только иностранные, но и русские зодчие. А некоторые архитекторы происходили из простых крестьянских родов. Самые известные специалисты:

  • Петр Потапов;
  • Яков Бухвостов;
  • Иван Зарудный;
  • Михаил Чоглоков;
  • Петр Шереметев.

Потапов был крепостным архитектором на Покровке. Он создавал такие здания, которыми восхищался Василий Баженов и даже Наполеон. Петр занимался строительством церквей, храмов и монастырей, хотя некоторые специалисты считают его резчиком по камню. Бухвостов — это истинный самородок из простого народа. Он возводил объекты из красного кирпича, оформляя их белоснежной отделкой. Это основной представитель и создатель нарышкинского барокко. Бухвостов работал над церковью Бориса и Глеба, храмами Солотчинского монастыря на Рязани.

Зарудный происходил из Речи Посполитой, поэтому его еще называли «иноземец». В начале XVIII века он находился на царской службе в Москве. Там и начал строить здания в нарышкинском направлении. Зодчий тонко чувствовал европейские традиции того времени.

Чоглоков расписывал личные покои женщин из семьи Нарышкиных. А также он возглавил живописную мастерскую Оружейной палаты. Этот художник и архитектор написал одиннадцать икон на холсте специально для царского дворца, а также создал портреты представителей семейства правящей династии. Иван Мазепа просил его расписать лично для себя два белых знамени с гербами.

Шереметев происходил из благородной семьи, которая была лишена титула. Сначала он был подполковником Кавалергардского полка, а также крупным помещиком. Он был великим архитектором, хотя как художник больше прославилась его жена, Елизавета Мартынова. Она профессионально писала акварели, а сегодня её работа заняться в нескольких музеях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий