Строим гараж своими руками: поэтапное руководство с нуля

Гараж из досок своими руками – поэтапное руководство с фото

Начинаем строительство с покупки или сбора всех необходимых материалов. В первую очередь запаситесь 5-6 кубами 40 мм доски. Она пойдет на каркас постройки. Если Вы задумались над тем, как сделать теплый гараж из досок своими руками, тогда купите 5-6 упаковок утеплителя. Лучше всего брать плиты Пеноплекса или Изовера, толщиной не менее 50 мм. Для пароизоляции можно использовать обычную пленку или взять рулон стеклоизола.

Для кровли и обшивки стен подойдут доски 20-25 мм

При этом совершенно не важно будут ли они струганными или необрезными. Также не забудьте приготовить набор крепежных комплектующих: гвозди, саморезы, стальные уголки 25х25 мм

Если Вы собираетесь самостоятельно делать бетонную смесь для фундамента, то приготовьте 5-6 мешков цемента и кварцевый песок, фракцией 0,25-0,5 мм. Как только все материалы оказались на участке можно приступать к возведению фундамента.

Фундамент для гаража из досок

Для начала нужно убрать строительный мусор с места размещения будущего сооружения. Затем снимается плодородный слой земли до глины или песка, в зависимости от тех грунтов, которые преобладают у Вас на дачном участке. Следующим шагом делается засыпка песком на глубину 3-4 см. Хорошенько утрамбуйте получившуюся подушку и закрепите опалубку по контуру площадки.

Для деревянных гаражей устраивают либо плитный фундамент, либо мелкозаглубленное бетонное основание. В нашем случае можно быстро сделать плитное основание, для заливки которого потребуется каркас из арматуры 30-40 мм и бетон. Арматурный каркас укладывается прямо на песок, соединение стержней в углах делают при помощи гнутых элементов. Заливку ведите постепенно до толщины плиты в пределах 30-40 см.

Внимание! Для набора прочности фундамент нужно оставить в покое примерно на 1-2 недели. По истечению этого периода можно приступить к обвязке с черновым полом и возведению стены

Каркас гаража из досок

Определившись с размерами гаража по высоте, Вы должны предварительно еще до сборки каркаса распилить доски до нужных размеров и разложить их пачками на каждую из сторон. Кроме того, специалисты советуют провести обработку антисептиком и любой из разновидностей противопожарных пропиток. В основном используют на каркас гаража доски 50х100 мм, а для устройства вертикальных стоек в углы покупают профилированный брус 100х100 мм.

Строить каркас гаража из досок своими руками нужно начинать с формирования нижней обвязки. Для этого закрепляете на болты нарезанные доски с шагом 1,5 метра. Для устойчивости будущей конструкции вставляем подкосы, которые закрепляем металлическими уголками. Далее в виде продольных ребер прибиваем брус 50х50 мм. На расстояние 2-3 см от углов обвязки ставим вертикальные опоры. Их по верху скрепляем досками на 150 мм гвозди. Если каркас получается неустойчивым дополнительно скрепите боковые стороны гаража досками по диагонали. Каркас гаража из досок готов.

Обшивка каркаса гаражного бокса

Перед обшивкой нужно решить вопрос с утеплением. Если Вы не будете использовать гараж как мастерскую или место для ремонта автомобиля, можно дополнительно не утеплять стены. В противном случае монтажной пеной заполняете все швы и пустоты. Затем прибиваете доски по всему периметру гаражного бокса, оставляя только место под ворота и окна.

С внутренней стороны гаража на саморезы или пену крепите листы теплоизоляционного материала, предварительно уложив пароизоляцию. Для внешней отделки можно использовать сайдинг или блок-хаус. Если хотите сэкономить, то перед тем, как построить гараж из досок своими руками, заготовьте строганую доску и покройте ее олифой или лаком. В таком случае внешняя отделка для стен не потребуется. С внутренней стороны гараж чаще всего обшивают гипсокартоном или вагонкой.

Возведение кровли на гараж из досок

Вначале на вертикальные стойки укладываются стропила. Для двухскатной кровли потребуется делать пазы в брусе, так как нужно соединять стропила под углом 35-45 градусов. Затем выполняется обшивка фронтонов и поперечных досок крыши. Поверх досок первым слоем укладывается рубероид, а второй слой выкладывается профнастилом или плоским железом. Все зависит от Вашего бюджета и желания. Фото готового гаража из досок своими руками Вы можете увидеть ниже.

Важно! Обязательно запеньте все углы и зазоры между досками в крыше. Так Вы сможете обеспечить защиту от влаги и потерей тепла осенью и зимой

Необходимые материалы и инструмент

Чтобы построить металлический гараж своими руками, необходимо в первую очередь начертить чертеж с указанием всех размеров. Размеры гаража должны учитывать условия его эксплуатации: чтобы просто ставить и хранить автомобиль, достаточно ширины машины с открытыми дверцами, если в гараже планируется хранить запчасти и проводить техобслуживание машины – нужно расширить его габариты так, чтобы в гараж вошел верстак, полки и ящики для хранения инструмента и другие необходимые предметы.

Из материалов и инструмента потребуются:

  • Бетон и арматурные прутки или готовые бетонные блоки для капитального фундамента или металлическая труба с диаметром 10-15 см для выполнения полозьев;
  • Металлический уголок 50 мм;
  • Листовой металл толщиной 2-2,5 мм;
  • Сварочный аппарат и электроды;
  • Болгарка, отрезной и шлифовальный круги;
  • Петли, засовы и замок для ворот;
  • Доски для настила пола и съезда в случае выполнения ленточного фундамента или гаража на полозьях;
  • Грунтовка и краска для металлических конструкций.

Особенности каркасных строений

В ходе строительства гаражей этого типа для изготовления остова традиционно выбирается древесина (брус и толстая доска), относящаяся к разряду лёгких и удобных в обработке материалов с вполне приемлемой стоимостью.

При этом в качестве обшивки уже готового каркаса могут применяться любые подходящие для этих целей отделочные покрытия, как правило, выбирающиеся из следующего перечня:

  • покрытия на основе той же древесины (ДСП или ДВП);
  • виниловый или металлический сайдинг;
  • профнастил или сэндвич-панели

К достоинствам сборных конструкций рассматриваемого нами класса следует отнести:

  • удобство и простоту монтажа, который может быть проведён самостоятельно (без привлечения сторонней
  • спецтехники и при отсутствии профессиональных навыков);
  • необязательность обустройства заглубленного фундамента;
  • экономичность, объясняемая относительной дешевизной стройматериалов и низким уровнем трудозатрат;
  • короткие сроки возведения, не связанные с сезонными факторами

К недостаткам этого варианта относят пожароопасность древесного основания и, как следствие – необходимость использования в качестве обшивки специальных негорючих материалов.

Монтаж каркаса гаража

Каркас или остов будущего строения изготавливается из хорошо просушенных древесных заготовок (брусьев и толстых досок), назначение которых распределяется так:

  • брус 100х100 используется для установки основных стоек, а также в качестве балок перекрытия при изготовлении пола и потолка;
  • доска 40 мм идёт для обустройства стропил и настилки пола;
  • из 20 миллиметровой доски делаются обрешетка и промежуточные опоры (стойки)

Порядок сборки каркасного гаража выглядит следующим образом:

  • Сначала подготовленный на основе бетонных блоков фундамент закрывается двумя слоями рубероида, скреплёнными между собой битумной мастикой. Тем самым осуществляется его гидроизоляция, предохраняющая деревянные заготовки от воздействия влаги и гниения.
  • Затем по всему периметру будущего сооружения укладываются брусья нижней обвязки (сечением 100х100 мм), которые соединяются в углах посредством стандартных врубок и шпонок.

Сразу вслед за этим на нижних брусьях с шагом примерно 2 метра монтируются основные опоры, крепящиеся к ним посредством специальных нагелей. Для большей надёжности зоны крепления усиливаются металлическими уголками, фиксируемыми в местах сочленения с помощью саморезов.

После этого поверх системы стоек кладётся верхний контур из бруса сечением 100х100 мм, элементы которого скрепляются между собой и со стойками уже описанным нами способом (аналогично нижней обвязке).

  • На следующем этапе работ с шагом порядка 50 см устанавливаются промежуточные стойки из 20 миллиметровой доски (точное расстояние между ними выбирается с учётом размеров используемых матов или пластин утеплителя).
  • Между этими стойками монтируются горизонтальные перемычки, промежутки между которыми выбираются исходя из высоты пластин утеплителя. Получившиеся стяжки (места их соединения со стойками) усиливаются с помощью крепящихся саморезами уголков.

По завершении сборки корпуса будущего строения можно будет перейти к обустройству системы стропил и пола, которые монтируются поэтапно в следующем порядке:

Сначала на верхнем обвязочном поясе посредством специальных блочных башмаков крепятся балки перекрытий, для изготовления которых берутся 40 миллиметровые доски.

Затем из тех же 40 миллиметровых досок подготавливается набор стропильных ног, которые крепятся к брусу обвязки под углом с шагом в пределах от 0,5 до 1 метра (его точное значение выбирается в зависимости от характерной для вашего региона снеговой нагрузки).

По завершении их фиксации на стропила укладывается обычная полиэтиленовая плёнка, выполняющая функцию гидро- и пароизоляционной защиты, а поверх неё набиваются доски 20 мм с шагом порядка 50 см (обшивка досками ведётся вдоль конька по скатам). В результате этих операций вы получаете готовую к закрытию кровельным материалом обрешётку.

В качестве половых лаг используются те же 40 миллиметровые доски, которые фиксируются на нижней обвязке каркаса при помощи блочных башмаков. Сами полы настилаются из предварительно обработанной половой доски, плотно укладываемой на лаги перекрытий.

Остов ворот изготавливается из брусков сечением 100х100 мм, которые также скрепляются посредством шпонок и усиливаются уголками из металла. С целью придания ему дополнительной жёсткости в каркасе ворот делаются поперечные стяжки. Затем все элементы собранного остова обрабатывают антисептиком, а после его высыхания обшиваются выбранным вами отделочным материалом.

Какой смысл содержит понятие «капитальный» применительно к гаражу

По функциональности закрытые стоянки для автомобиля подразделяют на: временные, комбинированные, капитальные.

Временные — раскрывают свою задачу уже в самом названии:

  • их создают на какой-то период (пока не построят капитальный гараж,или не приобретут место в КАС, или не поменяют машину);
  • их возводят из облегчённых материалов,по сборно-разборной технологии;
  • иногда для них даже не требуется фундамента;
  • они не нуждаются в процедуре легализации.

Комбинированные гаражи — облегчённые стоянки для проседающих грунтов. Они представляют собой:

  • конструктивное объединение капитального фундамента и сборной постройки на основе каркаса;
  • для них приемлемо утепление, подведение коммуникаций, внутренняя отделка;
  • специалисты относят такой вид гаража к шведской технологии.

Капитальные рассчитаны на долгосрочное хранение техники и даже её консервацию. Они имеют:

  • надёжный фундамент из бетона, железобетонных блоков, бутового камня;
  • устойчивые к сильным порывам ветра и проникновению злоумышленников стены из кладочного материала;
  • окно и дверь, кроме ворот;
  • отопление и подводку необходимых коммуникаций;
  • смотровую яму, погреб;
  • чистовой пол;
  • верстак и оборудование для хранения и ремонта;
  • их обязательно регистрируют в БТИ.

Справка: Отдельно стоящий капитальный гараж по площади не будет меньше 30м². Его обычно дополняют распашные или секционные ворота с утеплением изнутри.

Как сделать фундамент под гараж из профнастила

Планируя строительство гаража из профлиста своими руками, нужно позаботиться о приобретении всех необходимых материалов. Вам понадобятся:

  • профилированные листы;
  • трубы для основания;
  • термоизоляционная пленка;
  • цементно-песчаная смесь;
  • алюминиевый швеллер;
  • герметик;
  • саморезы.

Выполнить работу не удастся без кусачек, вертикального и горизонтального уровней и шуруповерта.

Какую бы постройку не планировалось возводить, делать это нужно, конечно же, с устройства качественного фундамента. Рассмотрим основные этапы строительства ленточного основания:

  1. Рассчитав величину будущего гаража, размечают на земле его границы. Делают это с помощью деревянных колышков или металлических прутьев, которые нужно вбить по всему периметру. К ним привязывают веревку (она должна быть хорошо натянутой). Так определяется ориентир для будущего основания.
  2. Ориентируясь на полученную разметку, лопатами роют траншею. Разрешается, чтобы ее максимальная глубина достигала 50 см, а ширина – 40 см. Объяснить это можно легкостью профнастила.
  3. В каждый угол периметра, строго придерживаясь вертикального положения, устанавливают трубы (к ним будут привариваться остальные металлические составляющие всего основания для листов). Кроме этого, нужно не забыть сразу забетонировать уголки, на которые затем будут монтироваться ворота.
  4. Только после этого траншею заливают бетоном, приготовленным из цемента, щебня и песка. Дополнительно бетон можно усилить арматурой.

Кроме этого, в качестве фундамента можно использовать монолитную железобетонную плиту, которая отлично заменит пол в гараже.

Создается он следующим образом:

  1. Ориентируясь на собственные предпочтения, рассчитать величину плиты.
  2. Выкопать котлован.
  3. Устелить его гидроизоляционным материалом.
  4. Сделать «подушку» из щебня и песка высотой от 10 до 30 см, которую обязательно нужно утрамбовать.
  5. Установить опалубку по всему периметру.
  6. Разместить арматуру (ее толщина может быть 12 мм), состоящую из двух слоев. Допустимая величина сетки – 20х20 см.
  7. Залить бетон толщиной до 40 см.
  8. Снять опалубку после полного застывания раствора.

Подготовка земли и закладка фундамента

Работы по подготовке участка к застройке выполняются при помощи лопаты. Роется траншея шириной 40 см под фундамент. Глубина траншеи зависит от климата вашего региона, но в основном до 1 м.

Дно траншеи нужно слегка утрамбовать, стенки стоит выровнять лопатой. Разновидностей фундамента достаточно много, но в нашем случае это будет бутобетонный вариант, простой и недорогой.

Сделать его легко: бутовый камень укладывается в траншею слоями, а между ними заливается раствор цемента, и так до верха траншеи.

Раствор можно сделать самим: цемент 400 в количестве 1 ведра смешать с 2,5 ведрами песка, воды около 1 ведра.

Размеры каркасного гаража

Габариты постройки зависят от трех основных параметров:

  • размеров самой машины. Одно дело, если планируется держать в гараже смарт, и совсем другое, если там будет стоять джип;
  • количество техники. Можно выбрать модель на две машины, машину и мотоцикл, машину и культиватор/мини-трактор и так далее;
  • наличию дополнительных помещений – мастерской, отсеков для хранения различного оборудования, а также смотровой ямы.

Фактически минимальные габариты постройки должны превышать габаритные (именно габаритные, то есть параллелепипеда, в который вписывается автомобиль) размеры транспорта как минимум на метр по длине и на полную ширину открытой дверки плюс еще метр по ширине. При наличии другого оборудования следует исходить из габаритов автомобиля и планируемой к хранению техники с учетом обязательного свободного прохода между ними и расстояния до стен не менее полуметра.

Пошаговая инструкция строительства гаража

Построить каркасный гараж своими руками очень легко, если следовать подробной инструкции.

Технология возведения столбчатого и свайного фундамента

Фундамент для каркасного гаража можно выполнить из бетонных блоков или винтовых свай. Процесс создания фундамента из бетонных блоков состоит из следующих шагов:

  1. Можно купить готовые бетонные блоки или отлить их самостоятельно. Для этого вам понадобятся формы и арматура. Для приготовления раствора используйте цемент, речной песок, щебень, воду. Формы можно изготовить из досок или фанеры. Они представляют собой ящики без дна с соотношением сторон 2:1. Формы устанавливают на накрытый полиэтиленом стол.
  2. Заливка форм происходит в два этапа. Сначала их заливают наполовину, затем укладывают нарезанную арматурную сетку, и заливают формы до конца. После извлечения из форм блоки нужно просушить в течение нескольких недель.
  3. Теперь необходимо подготовить площадку для гаража. Её очищают от мусора, корней, слегка заглубляют и выравнивают. После этого площадку рекомендуется засыпать песком, и сделать разметку по периметру будущего гаража.
  4. Бетонные блоки укладывают в два ряда, перевязывают их между собой цементным раствором и кладочной сеткой. Первый ряд заглубляют в землю, второй кладут сверху на него. Затем нужно дать раствору просохнуть в течение нескольких суток.
  5. Внешнюю сторону фундамента нужно гидроизолировать битумной мастикой, которая наносится в 2–3 слоя (каждому из них необходимо надо давать время просохнуть).
  6. После этого можно сделать песчаную засыпку до уровня поверхности грунта.

Бетонные блоки для фундамента под каркасный гараж можно сделать самому

Фундамент на винтовых сваях своими руками также обустроить несложно:

  1. В местах установки свай нужно вырыть неглубокие ямки.
  2. Сваи необходимо вставить в них и вворачиваются в грунт с помощью рычагов. При этом нужно выравнивать их по вертикальному уровню.
  3. После установки всех опор верхушки нужно подрезать по горизонтальному уровню.
  4. Полости внутри свай залить бетоном.
  5. Устанавливают оголовья, к которым крепится ростверк.

Подробная инструкция сбора деревянного каркаса

Для этого нужно:

  1. Поверхность фундамента гидроизолировать рубероидом в 1–2 слоя. Это делается для предупреждения гниения древесины.
  2. На рубероид уложить брус нижней обвязки по периметру конструкции. В углах его соединить врубками и шпонками.

    Угловые соединения бруса нижней обвязки должны быть тщательными

  3. Установить угловые и боковые стойки. Минимальное расстояние между ними — 2 м. Стойки крепятся к нижней обвязке на металлические уголки нагелями и саморезами. После установки стоек на них кладётся и крепится брус верхней обвязки.

    Установка угловых стоек должна контролировать строительным уровнем

  4. Установить промежуточные стойки из доски на расстоянии 0,5 м друг от друга. Между ними с помощью уголков и саморезов прикрепить горизонтальные перемычки. Расстояние между стойками и высоту крепления горизонтальных стяжек удобно подбирать по размерам утеплителя, чтобы потом не пришлось монтировать для него дополнительную обрешётку.

Поскольку гараж будет с односкатной крышей, то одна из стен должна быть выше. Это учитывается при установке вертикальных стоек, которые нужно делать разной высоты.

Монтаж крыши на постройке из дерева

Монтаж односкатной крыши для каркасного гаража выполняется в следующей последовательности:

  1. Балки перекрытия крепятся к брусу верхней обвязки с помощью нагелей или гвоздей.
  2. На балки укладывается пароизоляционная плёнку. Её не нужно сильно натягивать, она должна слегка провисать — не более, чем на 0,5 см.
  3. Поверх плёнки крепится обрешётка из доски с шагом в 0,5 м.
  4. Стелится кровля, которую вы выбрали для гаража — шифер, металлопрофиль и т. д.

Чаще всего для гаража выбирают односкатную крышу

Какая нужна обшивка

Обшивку гаража можно сделать из:

  • металлопрофиля;
  • листов OSB.

Для деревянного каркаса чаще используют второй вариант.

Снаружи листы крепятся саморезами. Между ними нужно оставлять небольшой зазор (2–3 мм). Со временем листы могут менять размеры из-за перепадов температуры и повышенной влажности, а зазоры не позволят им выталкивать друг друга.

В качестве утеплителя можно использовать каменную вату. Её нужно прокладывать между стойками, не забывая фиксировать внутренней обшивкой. Перед укладкой ваты можно закрепить на стенах ветрозащитную плёнку.

При желании каркасный гараж можно утеплить изнутри

Отделка

Наружная и внутрення отделка стен каркасного гаража может быть любой:

  • штукатурка;
  • покраска;
  • облицовка сайдингом.

Делается это для защиты стены от атмосферных воздействий. Перед тем как наносить штукатурку, листы OSB нужно обработать специальной грунтовкой.

Инструкция по строительству каркасного гаража

С участка, который вы планируете использовать под гараж нужно снять дерн, разровнять и хорошо утрамбовать поверхность площадью примерно 10х10 метров. При помощи колышков, веревки и рулетки выполните разметку под ленточный фундамент.

Выкопайте траншею глубиной около 50 см, утрамбуйте дно, засыпав его сантиметровым слоем песка.

Установите опалубку из досок с учетом, что высота надземной части фундамента должна составлять от 30 см. Как правильно установить опалубку читайте здесь.

Смонтируйте армирующий каркас фундамента из стальных стержней и проволоки, между стержнями и верхним краем опалубки, стенками, должен оставаться зазор в 5 см. Арматура устанавливается на подпорки из дерева или пластика. Подробнее о вязке и установке арматуры можете посмотреть тут.

Залейте в опалубку приготовленный бетон.

Чтобы не было пустот, требуется многократно протыкать бетонную смесь арматурным стержнем. Вмуруйте в бетон резьбовые шпильки по центральной оси ленточного фундамента с шагом в 60 — 100 см, чтобы в дальнейшем прикрепить к ним нижнюю обвязку каркаса.

После того как бетон схватится, опалубку можно удалить и приступить к обустройству пола. Площадка засыпается щебнем и тщательно трамбуется. Затем на нее укладывается арматурная сетка и заливается слой бетона. Разровняйте бетон при помощи доски, поставленной на ребро.

В жару бетон требуется увлажнять, пока он не схватится полностью. Если погода дождливая, укройте фундамент и пол полиэтиленом. К работам по возведению каркасного гаража можно приступить спустя три недели после бетонирования. Все деревянные элементы каркаса предварительно обработайте антисептиком и антипиреном.

Нанесите слой битумной мастики на подготовленный ленточный фундамент – он не даст влаге проникать из пористого бетона в дерево.

После высыхания гидроизоляционного слоя уложите нижнюю обвязку из бруса 10х10 см, выполнив врубку в лапу или вполдерева по углам.

В элементах обвязки предварительно выполните отверстия под шпильки с широкими шайбами и гайками. Подробнее о том, как правильно сделать нижнюю обвязку для каркасного строения смотрите здесь.

Установите угловые стойки. Для прочности используйте стальные нагели, просверлив под них отверстия в нижних торцах стоек и обвязке. Для жесткости конструкции подоприте угловые стойки укосинами из бруска 5х5 см.

Смонтируйте промежуточные стойки — их следует врубать в обвязку на треть высоты бруса и крепить гвоздями, вбитыми под углом или стальным уголком. Проверьте расположение торцов стоек – они должны формировать единую горизонтальную плоскость.

Далее смонтируйте верхнюю обвязку из бруса 10х10 см – она же будет служить опорой для скатной кровли.

Для каркасного гаража оптимально подходит стропильная система с висячими стропилами, а как обустроить такую систему и возвести крышу читайте здесь и здесь.

В итоге у нас должен получиться вот такой каркас.

Стены каркасного гаража снаружи зашейте плитами OSB при помощи саморезов, которые устанавливаются в заранее просверленные отверстия на расстоянии 5 см от края. Верхний ряд плит должен быть сдвинут относительно нижнего, чтобы избежать сплошных швов. Оставьте промежуток в 3 — 4 мм между элементами обшивки, чтобы при температурной деформации стены не вспучились.

Для утепления стен лучше использовать маты из минеральной ваты, которые вставляются между опорными стойками. Затем с внутренней стороны стены монтируется пароизоляционная пленка (стыки проклейте металлизированным скотчем). Внутреннюю финишную обшивку стен и потолка выполните из деревянной вагонки, обработанной огнебиозащитным составом.

Внешнюю обшивку стен можно выполнить из любого подходящего материала. Недорогим и практичным вариантом станет обшивка из профнастила – он обеспечит дополнительную защиту стен гаража.

На этом все осталось только установить ворота, но эта тема отдельной статьи.

Видео по теме «каркасный гараж своими руками»:

https://youtube.com/watch?v=uRPSHIgY9iU

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий