Байпас в системе отопления что это такое: правильная, самостоятельная установка байпаса в системе отопления

Установка байпаса

Включение байпаса в разные типы систем имеет свои нюансы, поэтому перед тем, как сделать байпас на отопление, необходимо в этих моментах разобраться.

Например, при подключении радиаторов через байпас должны соблюдаться следующие правила:

  • Внутреннее сечение обвода должно быть на один шаг меньше, чем диаметр магистральной трубы;
  • Устанавливать байпас нужно на минимальном удалении от радиатора;
  • При использовании в многоквартирных домах байпас нельзя оборудовать краном.

Монтаж байпаса системы отопления может выполняться как при обустройстве новой системы, так и при ремонте уже имеющейся конструкции. В последнем случае перед работой нужно подготовить набор патрубков подходящего диаметра, два тройника и запорная арматура.

Входной патрубок конструкции оснащается одним из следующих устройств:

  • Шаровой кран, который имеет минимальное гидравлическое сопротивление и полностью пропускает поток теплоносителя;
  • Вентиль, позволяющий настраивать интенсивность тока жидкости вручную;
  • Комбинацией шарового крана и автоматического терморегулятора – такое сочетание может настраивать работу системы автоматически.

Выходной патрубок всегда оснащается шаровым или запорным краном. Для соединения отдельных элементов может использовать сварка или резьба. Независимо от типа соединения, оно должно быть герметичным. Перед вводом системы в эксплуатацию нужно проверить ее на предмет герметичности.

Байпас с насосом в системе отопления устанавливаются с учетом следующих пунктов:

  1. Байпас, на который планируется устанавливать насос, обычно представляет собой часть магистрали. Внутренний диаметр байпаса должен быть достаточно большим, чтобы в системе обеспечивалась нормальная естественная циркуляция. Насос монтируется на отдельной трубе, внутреннее сечение которой может быть меньше диаметра магистрального трубопровода.
  2. Чтобы упростить себе работу, лучше всего заранее купить собранный насосный узел с необходимыми параметрами. Установить такую конструкцию очень просто, поскольку на ней уже правильно собраны все элементы, а соединения достаточно надежны.
  3. При самостоятельном монтаже насос должен располагаться таким образом, чтобы ось крыльчатки была горизонтальной. Поверхность с клеммами, к которым подводится питание, должна быть направлена вверх – во-первых, это упростит доступ к контактам, а во-вторых, исключит вероятность попадания жидкости на контакты при нарушении герметичности системы.
  4. Участок с байпасом обязательно оснащается обратным клапаном или шаровым краном, которые предотвращают ток теплоносителя в обратную сторону – это оптимизирует работу системы. Разумеется, перед тем, как установить байпас, нужно приобрести все комплектующие.

Перед тем, как установить байпас с обратным клапаном для циркуляционного насоса, нужно хорошо продумать конструкцию будущей системы и учесть все возможные нюансы.

Описание

Изготавливается в двух вариантах:

  • В виде перемычки из трубы, которая соединяет подачу и обратку перед прибором отопления.
  • Как элемент узла подключения радиаторов с нижней подводкой, выполненный в одном корпусе с подающим и отводящим патрубком.

Дополнительно может оснащаться запорно-регулировочной арматурой:

  • шаровым краном для перекрытия;
  • трехходовым краном для распределения потока ТН между шунтом и батареей;
  • обратным клапаном для пропуска ТН по шунту только в одном направлении.

Устройство предназначено:

  • для сохранения общей циркуляции теплоносителя при выходе из строя батареи или ЦН;
  • для регулирования потоков ТН через батарею и шунт (для балансировки теплового режима).

Обвязка радиатора отопления с байпасом

Определившись для чего нужен байпас в системе отопления, можно начинать монтажные работы. При этом производятся расчеты, а также подбираются  комплектующие. Материал труб в идеале должен совпадать с материалом основной магистрали. Диаметр регулятора должен обладать меньшим размером, чем сечение главного трубопровода.


Варианты обвязки разных систем

Некоторые рекомендации помогут произвести установку:

  • для запорной арматуры подходят  шаровые краны. Они позволяют надежно перекрыть подачу теплоносителя;
  • не стоит устанавливать смесительный клапан, который в обычной разводке не принесет пользы;
  • установка регулирующего механизма для однотрубных систем считается необходимой.


На схеме показаны составляющие элементы конструкции

Перед монтажом измеряется расстояние между обратной и прямой магистралью батареи. Затем отрезается кусок трубы нужного размера. Этот кусок в свою очередь также отрезается пополам и в него устанавливается шаровый кран. В случае использования полипропиленовых труб производится опрессовка гидравлическим методом. В ветки подачи и обратки врезаются тройники и устанавливается подготовленная перемычка. Для возможности замены радиаторов без слива всей системы на вход и выход из прибора также монтируются шаровые краны. Затем трубы заполняются теплоносителем.


Нюансы установки регулирующего устройства изображено на схеме

Принцип действия байпаса на радиаторе

В однотрубной конструкции монтаж байпаса на отопление необходим, чтобы при замене прибора отопления, жидкость продолжала циркулировать. В вертикальной установке радиатор подсоединен к стояку патрубками. Регулятор объединяет патрубки и монтируется перед батареей.


На схеме показано место установки байпасной перемычки на всю систему отопления при использовании твердотопливного котла

К функциям перемычки, которая ставится перед радиатором, относятся:

  • создание постоянного передвижения по основному контуру;
  • регулировка температуры и расхода теплоносителя непосредственно в радиаторе.

Монтаж байпаса позволяет смешивать теплоноситель из центральной магистрали с обратной линией батареи. За счет этого увеличивается температура и эффективность обогрева в целом.

Нюансы обвязки

Важно понять, что же такое байпас в системе отопления, прежде чем его устанавливать. Вот некоторые полезные рекомендации, которые помогут выполнить установку своими руками:

  • чтобы направить воду в правильном направлении, нужно чтобы сечение перемычки было меньшего размера, чем сечение основного трубопровода;
  • монтаж конструкции производится рядом с прибором отопления, но как можно дальше от стояка;
  • краны монтируются между входом/выходом батареи и регулирующей перемычкой;
  • для автоматизации температуры прибора применяются терморегуляторы;
  • при монтаже конструкции рядом с котлом нельзя допускать перегрева;
  • на срезы магистрали монтируются тройники;
  • нельзя устанавливать задвижку или вентиль на бесклапанное устройство.


Вариант обвязки для однотрубной конструкции

При монтаже установки нужно соблюдать строительные нормы. Рядом с устройством байпаса должны присутствовать крепления или специальные опоры для труб.

Пошаговая инструкция по установке байпаса

Желательно, чтобы систему отопления, включая байпасы, монтировали специалисты, которые могут правильно все рассчитать, произвести монтаж, пусконаладочные работы и опрессовку в соответствии с правилами и нормами, предусмотренными в данной сфере строительства. Однако если вы считаете, что и сами сможете со всем справиться и уверены на 100% в своих сила, тогда следует ознакомиться с инструкцией по монтажу.

Самое главное на начальном этапе произвести грамотный расчет байпаса. Затем потребуется приобрести готовые конструкции или сделать их самостоятельно. Для тех, кто делает систему отопления впервые, лучше воспользоваться первым вариантом. Это позволит снизит вероятность ошибки практически до нуля, так как готовые детали уже рассчитаны на ту или иную трубу и вам не придется ломать голову. После того, как вы определитесь с типом оборудования и приобретете все необходимое, можно приступать к монтажу.

Самое главное нужно помнить, что байпас никогда не устанавливают на стояк. Он должен быть смещен ближе к радиатору отопления не менее, чем на 2/3 длины трубы. Делать байпас вплотную к батарее тоже не надо, так как это спровоцирует его перегрев и изменение параметров потока, что дестабилизирует всю систему.

Нельзя на бесклапанный байпас устанавливать вентиль или задвижку. При всем своем удобстве, такое решение нарушает правила пользования отоплением в многоквартирных домах, так как устанавливать на стояки дополнительные элементы, способные изменить или нарушить поток жидкости, запрещено. Ведь это сложная система, в которой даже малейшие изменения параметров способны нарушить ее работоспособность. Сужение диаметра байпаса относительно остального трубопровода должно быть рассчитано правильно, что позволит не бояться снижения обогревательной способности радиаторов.

Если ваша система отопления монтируется из полипропиленовых труб, то для монтажа следует использовать специальный паяльник. При врезке байпаса в действующую систему отопления, необходимо вырезать участки трубы с приборами, устанавливать на срезы тройники и посредством них собирать систему уже с обходной трубой меньшего диаметра. После завершения монтажа байпаса осуществляют подключение устройства, которое с помощью него обойдено и их совместную опрессовку. Создав в системе давление, которое в 1, 5 раза выше расчетного, нужно подождать некоторое время, наблюдая за трубопроводом. Если течей и отпотевания нигде не обнаружено, то произведенную работу можно считать успешной.

Если вы производите установку каких-то сложных смесительных узлов или фильтрующих элементов на водопроводе, то стоит воспользоваться теми инструкциями, которые предоставляет производитель этого оборудования

В любом случае, монтаж байпаса должен производиться с очень большой осторожностью, так как ошибка может привести к ухудшению работы системы и необходимости все переделывать

Важно, чтобы непосредственно возле установленного вами байпаса находились какие-либо опоры или крепления для труб. Если этого не будет, то нагретая труба может изогнуться, что кардинально испортит весь внешний вид

Очень большой диаметр обходной трубы обеспечит постоянный поток теплоносителя именно по ней, а не по батарее, что может вообще нарушить всю систему отопления. Ну и немаловажным фактором является эстетическая составляющая. Старайтесь монтировать трубы аккуратно и ровно, размещая все элементы под прямыми углами. Это обеспечит красивый и стройный внешний вид всей отопительной системы, и она сможет сочетаться с любым интерьером даже без особой маскировки.

В целом же сооружение байпаса своими руками вполне доступно большинству людей, необходимо лишь немного заранее почитать инструкции и позаботиться о порядке проведения работ. В качестве итога стоит отметить, что такой элементарный и незаметный элемент отопительной системы играет очень важную роль в правильном функционировании отопления всего дома. Если расчет, подбор и монтаж выполнить грамотно, воспользовавшись советами специалистов, то дальнейшее использование всего отопительного либо водопроводного оборудования будет таким же легким и непринужденным, как это и обязано быть. Реальная экономия при использовании закольцованных систем отопления может составлять около 10% от всех энергетических затрат на эти цели.

Виды байпаса в системе отопления.

Помимо того, что установка запорной арматуры производится на входных и выходных патрубках, она так же устанавливается и на байпасе. Существуют следующие типы байпасов, в отличие от типа арматуры:

Нерегулируемая обводная труба

Стандартная труба без добавочных элементов. Течение теплоносителя по такой трубе проходит в свободном режиме. Байпасы данного типа обычно применяют при установке батарей. При монтаже данного вида обводной трубы стоит помнить о том, что жидкость из двух труб выберет ту, у которой больше диаметр (меньше гидравлическое сопротивление). Соответственно диаметр трубы вертикального байпаса не может превышать диаметр основной трубы.

При устройстве горизонтального байпаса его диаметр обычно равен диаметру главной трубы. Патрубок, идущий к отопительному прибору должен быть уже. Здесь действует закон о том, что среда с высокой температурой стремится наверх, благодаря меньшему удельному весу.

Байпас с ручным управлением

Это труба с вмонтированным в неё шаровым краном. Выбор именно данного типа крана обусловлен тем, что в открытом положении он абсолютно не мешает току жидкости, а следовательно не оказывает дополнительного сопротивления. Подобный тип обводной трубы удобен в плане регулировки количества жидкости, идущей через неё. Стоит отметить то, что составные внутренние части шарового крана могут прикипать друг к другу. В следствие этого его нужно иногда просто проворачивать, для профилактики. Основное использование данный вид байпасов нашёл при монтаже батарей 1-но трубной магистрали и при обвязке гидронасосов.

Автоматический байпас

Нашёл применение в обвязке насоса гравитационной отопительной системы. Жидкость в подобной системе практически всегда циркулирует без участия устройства для перекачивания. В данном случае электронагнетатель монтируется в систему для повышения скорости тока теплоносителя. Благодаря этому уменьшаются потери тепла и увеличивается общий коэффициент полезного действия системы. Жидкость в подобном типе байпаса перенаправляется автоматически. Когда теплоноситель проходит через прибор, обводная труба автоматически закрывается. Во время остановки насоса из за различных причин (поломка, отключение питания и др.) жидкость перенаправляется в байпас. Существует несколько типов автоматических байпасов:

Клапанный автоматический байпас


Включает в себя шаровой кран, который почти полностью не создаёт сопротивления свободному току жидкости через трубу в свободном режиме. Во время включения насоса скорость течения возрастает. Жидкость из выходного отверстия трубы направляется в магистраль и начинает течь в 2 направлениях. Во время движения по прямому пути никаких препятствий не возникает, а при движении назад теплоноситель утыкается в обратный клапан. Из минусов подобного вида байпаса следует отметить его повышенную чувствительность к загрязненной воде. В случае попадания даже мелкого мусора подобная система может сломаться.

Инжекционный автоматический байпас

В основу инжекционного автоматического байпаса положен принцип гидроэлеватора. На главной магистрали устанавливается насосный узел расположенный на более узкой трубе обводки. Концы обводной трубы частично заходят в главную магистраль. Поступление жидкости во входной патрубок создаётся за счёт возникновения около него области разряжения. Эта область возникает за счёт насосного узла. Из выходного патрубка теплоноситель выходит под давлением с ускорением. За счёт этого обратное течение жидкости исключается. В том случае, если насосный узел не работает, вода самотёком идёт через байпас.

Монтаж байпаса

В первую очередь надо определиться с правильным местом для установки циркуляционного нагнетателя. Место должно быть выбрано так, чтобы имелся простор для удобного ремонта и демонтажа элементов узла. Также необходимо продумать расположение всех вентилей и кранов — к ним должен быть свободный доступ.

При двухтрубной системе отопления циркуляционный насос врезается в обратный контур теплоносителя — это снижает вероятность перегрева.

Алгоритм сборки байпаса различается в зависимости от материала, из которого изготовлены трубы:

  • Если трубы пластиковые, то узел насоса собирается сразу, после чего подключается к трубопроводу посредством впаянных тройников.
  • Если трубы металлические, следует вначале приварить отводные патрубки для блока насоса, а затем устанавливать вентиль байпаса.

Ни в коем случае нельзя допускать перегрева запорной арматуры из-за сварки — это негативно отразится на её качествах. К примеру, тефлоновая вставка шарового крана может деформироваться. Поэтому место сварного соединения должно быть удалено от кранов и клапанов как минимум на 20 сантиметров.

Насос следует располагать таким образом, чтобы рабочий вал принял строго горизонтальное положение. Это снизит гравитационную нагрузку на вал и увеличит срок службы насоса.

https://youtube.com/watch?v=o9_4cOkqfNA

Это интересно: Вред от инфракрасных обогревателей: правда или вымысел?

Монтаж и подключение

После изучения конструкции и назначения байпаса необходимо выяснить особенности его установки. Выполняя монтаж устройства в системе, учитывают определенные факторы, среди которых наиболее важными являются следующие:

  • диаметр байпаса меньше, чем диаметр труб подачи и обратки (если подводка имеет диаметр 3/4″, то байпас — 1/2″);
  • температура в месте установки байпаса имеет наименьшие показатели;
  • максимальное приближение к радиатору и удаление от стояка;
  • монтаж в горизонтальном положении, что позволяет избежать завоздушивания;
  • возможность оперативного демонтажа радиатора требует установки запорных элементов, для чего используются шаровые краны.

Подключенная отводная труба.

Установка обводного канала для радиатора

Подключая новые радиаторы в старую однотрубную систему, в первую очередь необходимо обеспечить слив теплоносителя. Далее выполняется сбор обвеса радиатора. Болгаркой отрезаются старые чугунные батареи, с помощью трубных ключей откручиваются ненужные части трубы с нерабочим краном. Затем нарезается резьба и собирается конструкция, элементами которой являются тройник, удлинитель и шаровые краны с американкой.

Экраны радиатора крепятся до его установки на стену. Собирая систему отопления с байпасом, необходимо помнить о выдерживании требуемого межосевого расстояния радиатора. На последнем этапе трубы зачищаются и окрашиваются.

Монтаж с циркуляционным насосом

При необходимости установки циркуляционного насоса в системе применяется очистной фильтр, позволяющий защитить дорогостоящий механизм нагнетателя от примесей в теплоносителе. Защитные свойства фильтра обеспечивает металлическая сетка, которая задерживает крупные частицы загрязнений. Фильтр имеет специальную емкость для сбора загрязнений, снабженную отверстием для прочистки. При установке рекомендуется располагать фильтр сливным отверстием вниз. Монтируется очистной фильтр непосредственно перед входом в насос.

https://youtube.com/watch?v=22c2iR87zxw

В качестве запорных элементов при использовании циркуляционного насоса применяется обратный клапан, без которого теплоноситель будет проходить только по малому кругу. Однако шаровой кран является более надежным, чем клапан, обеспечивающий автоматичность работы системы. В старых однотрубных схемах применим второй вариант.

В первом случае байпас в системе отопления устанавливают и на обратном, и на подающем трубопроводе, а во втором — только на трубе обратного тока.

Возможные причины и порядок замены обводного участка

В процессе эксплуатации системы обогрева может потребоваться замена обводного канала. Потребность осуществления данной операции обусловлена выходом устройства из строя либо необходимостью установки в его составе дополнительных компонентов. При использовании современных полипропиленовых трубопроводов первый вариант является маловероятным, поэтому замена в большинстве случаев осуществляется для установки обратного клапана либо шарового крана.

Порядок операции зависит от того, каким способом выполнено соединение участка обвода с циркуляционным трубопроводом. При разъемном резьбовом соединении байпасный участок присоединен к подводящей и отводной трубе через тройники. При демонтаже необходимо открутить гайку со сгоном либо «американку». Если планируется доукомплектовка байпаса, длина его трубы должна быть уменьшена на соответствующую величину.

Какое устройство и работа

Байпасный клапан имеет простую конструкцию — в корпусе находится пружина и резиновая диафрагма. Когда дроссельная заслонка открыта и идет подача воздуха, возвратная пружина разжата, а диафрагма закрывает поток воздуха через клапан.

Когда происходит закрытие дроссельной заслонки, во впускном коллекторе между ней и мотором создается сильное разрежение, которое за счет силы вакуума сжимает пружину и опускает диафрагму. Воздух стравливается. Управление байпасным клапаном может происходить двумя методами, а его применение будет зависеть от вида исполнения.

Если в классической конструкции байпаса он управляется непосредственно силой вакуума, то в более современных моторах используется электромагнитный клапан. Он отвечает за принудительную подачу вакуума на патрубок байпаса, что позволяет ускорить работу системы и повысить ее эффективность.

  • Устройство классического клапана байпаса
  • Устройство байпаса с электромагнитным клапаном

Важный нюанс работы байпаса в том, что в закрытом положении герметичность диафрагмы отвечает еще и за корректную работу системы наддува. Потому что если диафрагма негерметична, то воздух будет уходить через байпас и машина будет медленнее набирает обороты.

Кстати, в версиях для тюнинга резиновая диафрагма чаще всего заменяется металлической круглой пластиной, а за герметичность системы отвечают резиновые уплотнители.

Для чего нужен байпас

Байпас используется в качестве резервного пути, который требуется для надежного функционирования инженерных систем при возникновении аварийной ситуации или для проведения ремонтных работ.

Он применяется:

  • при строительстве нефте- и газопроводов;
  • в системах, перекачивающих различные жидкости — в том числе, молоко и бензин;
  • в конструкциях центрального электроснабжения;
  • в водоснабжении и водоотведении;
  • в системах отопления и др.

Байпас представляет собой параллельную ветку трубопровода, монтирующуюся в ключевых местах контура. Этот отрезок трубы резервного назначения, имеющий запорно-регулирующую арматуру, предназначен для отвода транспортируемой среды из основного трубопровода и подачи ее в него же (СНиП I-2). Основное предназначение конструкции — создание параллельного потока рабочей жидкости в обход какого-либо участка коммуникаций.

Резервный трубопровод

В системах водоснабжения, как и в других конструкциях, при возникновении нештатных ситуаций возникает потребность направить перемещающуюся под давление воду по резервному пути, перекрыв аварийную трассу.

Одной из задач байпаса в системах подачи воды, является возможность использования резервного трубопровода для снятия индивидуального счетчика учета расхода воды, который нуждается в поверке или ремонте. При этом нет необходимости в отключении воды

Особенно это важно в котельных или медицинских учреждениях, где необходимо постоянное водоснабжение

  • Устанавливается байпас и на системах фильтрации, что позволяет провести плановое или аварийное обслуживание оборудования без отключения водоснабжения строения. Обводная линия может устанавливаться как на всю систему фильтров, так и на конкретный модуль.
  • Не обойтись без байпаса и в системах с установленными насосами для подачи воды, охлаждающей реакторы или доменные печи, когда нельзя отключать насосы для проведения ремонтных мероприятий. Аварийный участок перекрывают, включив насос на параллельной ветке, что обеспечивает непрерывность производственного процесса.
  • В системах водяного отопления, оснащенных циркулярными насосами, не редки сбои из-за отключения электричества. С помощью байпаса можно организовать естественную циркуляцию воды, перекрыв ее доступ к насосу и пустив по центральной отопительной трубе.

Байпас с циркуляционным насосом

  • При помощи обводной трубы можно при необходимости регулировать объем горячей воды, выступающей в роли теплоносителя, тем самым устанавливая необходимую температуру в помещении и уменьшая расходы на отопление.
  • Также байпас позволяет заменить радиатор в случае его поломки, не отключая отопления в доме. Такую же роль выполняет и перемычка, установленная перед полотенцесушителем — обеспечивает направление потока горячей воды в его обход для проведения ремонта или возможности поддержания нужной температуры теплоносителя в приборе.

Перемычка, установленная перед полотенцесушителем

Установка байпаса: тонкости монтажа своими руками

По большому счету, байпас перемычка имеет довольно простую конструкцию, и собрать его можно даже с минимальным опытом сантехнических работ. Еще раз повторюсь, что здесь важен принцип работы данного приспособления и его понимание — зная это, самостоятельно изготовить байпас для циркуляционного насоса или еще чего-либо не так уж и сложно. Рассмотрим этот процесс подробнее.

  1. К примеру, магистраль отопления, на которой смонтирован циркуляционный насос. Первое, что следует сделать для установки байпаса, это снять его и немного переделать магистраль — в частности, понадобится несколько увеличить расстояние между резьбовыми концами, на которые был накручен насос. Определить это расстояние лучше всего по месту — в смысле, собрать насос и узел вокруг него как положено.
  2. Для этого сразу же за насосом, с одной и с другой стороны, накручиваем шаровые краны — это можно делать сразу капитально. У нас имеются на насосе разъемные соединения, так что быстро разобрать узел и смонтировать его на трубопроводе проблем не составит.
  3. Вслед за кранами (также с обеих сторон счетчика) устанавливаются тройники точно такого же диаметра, как и сам трубопровод. Здесь следует сделать оговорку — тип тройника зависит от самого трубопровода. В большинстве случаев применяются тройники, изготовленные из того же материала, что и трубы — если полипропилен или металлопластик, то сначала в краны вкручиваются резьбовые оконечники и потом уже к ним подпаиваются или прикручиваются тройники.
  4. Размер задан и теперь примеряем собранный узел по месту, обрезаем трубопровод по отмеченным меткам и вставляем собранный узел. Для удобства в работе его можно разобрать на американках — попросту говоря, убрать насос, после чего у вас останутся две части трубопроводов, которые и нужно будет соединить с магистралью. После того, как этот участок байпаса будет собран, насос устанавливается на место (капитально) — только после этого можно будет сосредоточиться на самой обводной трубе.
    Байпас для циркуляционного насоса
  5. Здесь также все несложно — для начала от тройников вверх поднимаем трубопровод настолько, чтобы он не мешал насосу. Дальше поворотами сводим два патрубка, идущих от двух тройников, друг с другом — по крайней мере, задаем им правильное направление друг к другу. А дальше идет перемычка и кран, для установки которого, опять-таки, потребуется разъемное соединение и пара резьбовых оконечников.

Как для циркуляционного насоса, точно по такому же принципу монтируется и байпас для других сантехнических приборов. Расположить обводной трубопровод можно как вертикально, так и горизонтально — от этого момента его функциональное назначение и качество работы не изменяется.

Теперь вы знаете, что такое байпас и как он работает, теперь не составит никакого труда самостоятельно изготовить данный узел. Если понятен принцип его работы, то собрать байпас своими руками будет несложно.

Особенности применения

Чаще всего байпасы используются для таких целей:

Обслуживание отдельных приборов без остановки всей системы. Если по каким-то причинам нужно снять оборудование в системе отопления или на линии водопроводной сети, например, для его ремонта или замены, следует просто перекрыть краны входа и выхода рабочего носителя и тогда жидкость пойдет по байпасу, а вы сможете без последствий демонтировать необходимый прибор.

Байпас в системе отопления

Усовершенствование работы однотрубной схемы отопления. Главный минус однотрубной системы – неравномерное распределение теплоносителя: так как батареи здесь подключены последовательно, то по мере движения рабочая жидкость остывает и последним приборам достается уже почти холодный носитель. Чтобы этого избежать, перед каждым радиатором устанавливается байпас – благодаря ему определенная часть носителя двигается в обход батарей и в результате доходит горячей даже к дальнему прибору.

Совет. Аналогичным образом можно регулировать теплоотдачу радиаторов и в двухтрубной системе – просто перекройте кран в выбранном месте, и горячий носитель будет двигаться в те зоны, которые действительно нуждаются в обогреве.

Поддержание работы системы отопления без электропитания. Если в системе используется электрический насос, то, логично, что при отключении электропитания, он перестанет работать и остановит процесс отопления. Но байпас спасет и в этой ситуации: перекрыв подающий кран насоса и пустив ход носителя через перемычку, можно активизировать естественную циркуляцию жидкости и восстановить работоспособность системы.

Что такое байпас для системы отопления

Байпас возвращает переизбыток теплоносителя в магистраль стояка

Байпас – это небольшой участок трубы, смонтированный так, чтобы путь для носителя тепла проходил сквозь сам прибор и в обход агрегата. Сам термин происходит от английского слова bypass, которое переводится как «перепуск» либо «обход». Тип и строение элемента зависят от решаемой задачи, он может иметь форму трубопровода обводного типа или участка, представляющего прямую линию, которая нужна для соединения обратной и подающей магистралей. Деталь может устанавливаться:

  • на радиаторах в системах однотрубного закрытого либо открытого типа;
  • рядом с циркуляционным насосом, функционирующем в самотечной тепловой сети;
  • в качестве перемычки между обраткой и подачей, которая образует маленький циркуляционный контур;
  • в смесительных узлах.

Установка байпаса

Зная, как работает байпас в системе отопления и зачем он необходим – можно перейти к конкретным примерам. Чаще все его можно встретить в однотрубных схемах многоэтажных домов. Но помимо этого он повсеместно используется в автономных системах частных домов. Для правильной установки необходимо выполнить расчет байпаса отопления и подобрать комплектующие для него.

Байпас в обвязке радиатора

Байпас в радиаторе отопления

Организация обходного канала в обвязке радиатора делается не только в однотрубной, но и в двухтрубной схемах. С его помощью можно регулировать поток теплоносителя и выполнять ремонтно-профилактические работы без остановки котла или отключения от центрального отопления.

Как сделать байпас в систему отопления самостоятельно? Сначала следует провести предварительные расчеты и правильно подобрать комплектующие. Рекомендуется использовать трубы из того же материала, что и для всей магистрали. Разница будет заключаться только в сечении. В обязательном порядке диаметр байпаса в отопительной системе должен быть на 1 размер меньше, чем сечение основной трубы.

Перед самостоятельной установкой следует ознакомиться со следующими рекомендациями:

В качестве запорной (отсекающей) арматуры нужно устанавливать шаровые краны. С их помощью можно оперативно перенаправить теплоноситель в байпас;
Монтаж смесительного клапана не рационален. Он эффективно смешивает холодную и горячу воду в коллекторных системах, где изначально нормализуется скорость потока теплоносителя. Для трубопроводов, а тем более — центрального отопления, достичь этого невозможно;
Обустройство байпаса в однотрубной системе отопления обязательно

Важно предварительно согласовать монтаж с управляющей компанией.

Схема установки байпаса

Для монтажа параллельного трубопровода приобретаются расходные материалы. Рассмотрим на примере металлопластиковой магистрали оптимальный набор комплектующих. Для чего необходим байпас в системе отопления в данном случае? Он будет выполнять функцию обходного контура для ремонта или замены радиатора, а также для регулирования потока воды в секции батареи. Сначала замеряется расстояние между прямой и обратной трубой радиатора. Перед тем как делать байпас в систему отопления отрезается труба по полученным размерам. Наиболее распространенный размер трубы в автономном отоплении – ½. Исходя из этого будут подобраны комплектующие, характеристики и стоимость которых представлены в таблице.

НаименованиеЦена, руб.Кол-воСумма
Металлопластиковая труба, м.п.230,5 м12
Тройник752 шт.150
Переходник с наружной резьбой502 шт.100
Регулирующий вентиль4481 шт.448
Шаровой кран1372 шт.274
Итого984

До того как заработает байпас в системе отопления — следует проверить надежность всех соединений. Для этого выполняется опрессовка этого участка трубопровода, желательно гидравлическим способом. Только после этого можно заполнять трубы теплоносителем.

Байпас для установки циркуляционного насоса

Типы насосных узлов отопления

В отличие от обвязки радиатора, назначение байпаса в системе отопления принудительного типа заключается в минимизации гидравлических потерь. Для этого насос устанавливается не на обратной трубе, а непосредственно на байпасе.

Что такое байпас в системе отопления в данном случае? Он выполняет те же функции, что и при обвязке радиатора. Отличительным является установка обратного клапана на трубе. Он необходим для предотвращения изменения направления течения теплоносителя при отключении насоса.

Помимо этого при монтаже нужно учитывать такие особенности:

  • В обязательном порядке нужен байпас в автономной системе отопления с принудительной циркуляцией. Без него при отключении электричества резко снизится скорость движения теплоносителя;
  • Оптимальный диаметр байпаса в отопительной системе для обвязки насоса – на 2 размера меньше, чем сечение основной трубы;
  • Перед насосом устанавливается сетчатый фильтр для предотвращения попадания мусора в его механизм.

Нерегулируемый циркулярный насос

Устройство нерегулируемых циркулярных насосов собой представляет обычную трубу, которая не имеет какого-нибудь оборудования. Труба регулярно будет в открытом состоянии, и жидкость по ней передвигается произвольно, другими словами, возможность оказывать влияние на интенсивность тока воды отсутствует. Нерегулируемые обводные трубы очень часто применяются для подсоединения устройств для обогрева помещения.

Проектируя систему отопления, необходимо обязательно иметь в виду тот момент, что вода всегда двигается первоочередно по тем участкам, где величина сопротивления в плане гидравлики минимальна. В случае с циркулярным насосом это значит, что диаметр внутри его вертикального участка обязан быть меньше внутреннего сечения магистрального трубопровода. Если такое требование не будет соблюдаться, то тепловой носитель просто будет тяготеть к циркулярному насосу.

Во время проектирования горизонтальной конструкции разводки теплоснабжения работают иные правила, которые необходимо брать во внимание прежде чем сделать циркулярный насос в систему обогрева. Разогретый тепловой носитель имеет очень низкий удельный вес и всегда пытается перемещаться вверх

Чтобы система могла работать хорошо если это учесть правила, диаметр части которая находится снизу циркуляционного насоса должен быть одинаковым с диаметром магистрали, а сечение отрезка трубы, ведущего к теплообменнику, должно быть меньше

Чтобы система могла работать хорошо если это учесть правила, диаметр части которая находится снизу циркуляционного насоса должен быть одинаковым с диаметром магистрали, а сечение отрезка трубы, ведущего к теплообменнику, должно быть меньше.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий